English version
Театр Малый
НОВГОРОДСКИЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «МАЛЫЙ»
Перейти на сайт Фестиваля

Новости театра

27 апреля 2015
«Маленькие чувства» на Национальной премии «Арлекин» в Санкт-Петербурге

Спектакль «Маленькие чувства» Новгородского театра для детей и молодежи «Малый» будет показан на Национальной премии «Арлекин» в Санкт-Петербурге. 27 апреля в 17.00 спектакль режиссера Надежды Алексеевой состоится на сцене петербургского театра «Зазеркалье».

Российская Национальная премия и фестиваль «Арлекин» – это аналог «Золотой маски» для детских спектаклей, охватывающий российские постановки для детей со всей страны. Фестиваль проводится ежегодно при поддержке Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Союза театральных деятелей РФ, Санкт-Петербургского отделения СТД РФ, Благотворительного фонда «Арлекин».

Новгородский театр «Малый» вошел в Специальную программу Национальной премии «Арлекин» в этом году.

Афишу «Арлекина» составляют театры из разных городов России, в том числе в программе этого года свой спектакль для детей показывает МХТ им. Чехова «История кролика Эдварда». Постановка «Маленькие чувства» уже побывала с гастролями в Москве и Воронеже, Южной Корее, Швейцарии, Австрии и стала первым новгородским театром, который был представлен в специальной программе Национальной премии «Золотая Маска» в 2014 году. Спектакль «Маленькие чувства», в котором центральную роль играет Марина Вихрова, создан для самых маленьких зрителей и объединяет самые разнообразные моменты детства, когда можно отправиться в воображаемое путешествие с другом плюшевым мишкой.

22 апреля 2015
Заключительный день фестиваля: детские спектакли, взрослые обсуждения и церемония закрытия

Финальный день «Царь-сказки» вышел насыщенным: два завершающих программу фестиваля детских спектакля, итоговая лаборатория молодых критиков и официальная церемония закрытия фестиваля в традиционно неофициальной атмосфере. Впрочем, обо всём по порядку.

Пятый день фестиваля представил две постановки для младшего возраста: шерстяную историю необыкновенных приключений «Спасите маму» театра «Quo Vadis»(Хельсинки, Финляндия) и правила хорошего тона для маленьких собачек «Умная собачка Соня» Молодёжного театра «Ангажемент» имени В. С. Загоруйко (г. Тюмень).

Именно эти спектакли, а также постановки прошлого театрального дня предстояло обсудить творческой лаборатории «Молодая критика – театральное будущее» несколько часов спустя. Особое внимание критики России, Латвии, Литвы и Эстонии уделили германской линии – спектаклям, показанным на фестивале в рамках проекта «Театры городов-побратимов»: постановку-монолог «Шея жирафа» и вариацию на классическую тему «Страдания юного Вертера». Актёры, театральный педагог и режиссёр Городского театра Билефельда присутствовали на встрече, что позволило подискутировать на темы, затронутые в исходном материале и их интерпретации в постановках.

Уже спустя полтора часа после окончания дискуссии началась церемония закрытия стремительного и насыщенного XIII Международного фестиваля «Царь-сказка»Kingfestival. Церемония соответствовала общему настроению пяти фестивальных дней: небольшая яркая импровизация по мотивам фестивальных спектаклей вызвала улыбки участников разных стран. Не забыли на закрытии вспомнить и события минувших дней: резиденцию «Новые лица АССИТЕЖ», встречу директоров Фестивалей, поблагодарить творческий и технический персонал театра за помощь в организации масштабного события. И, конечно же, по итогам творческой лаборатории традиционный символический приз молодой критики лучшей постановке фестиваля вручили спектаклю без слов для самых маленьких «Брум» театра Dramatico Vegetale/Ravenna Teatro (Равенна, Италия). Ещё одна приятная традиция, «Красный приз» от постоянного партнёра фестиваля туристcкого центра «Красная Изба» получила одна из финальных постановок, шерстяной спектакль «Спасите маму» театра «Quo Vadis»(Хельсинки, Финляндия).

21 апреля 2015
Церемония закрытия фестиваля и вручение спецпризов «Царь-сказки». Итоги без финальной точки.

Вот и подошёл к концу последний день XIII международного театрального фестиваля «Царь-сказка» Kingfestival. Церемония закрытия на сцене «Малого» театра традиционно прошла в подчёркнуто неформальной праздничной обстановке. Члены делегаций семи стран от Финляндии до Италии хохотали и аплодировали получасовой фантазии-экспромту актёров «Малого», навеянной фестивальными спектаклями. Делегаты под управлением «дирижёра» Марины Вихровой исполнили импровизированный гимн фестиваля на самых разных музыкальных инструментах и бытовых приборах, совсем не приспособленных для музицирования – пылесосе, резиновой игрушке-лягушке и железном баке. Зрители, внимательно следившие за программой «Царь-сказки», легко поймут, почему именно эти предметы попали в импровизацию: они встречались им в спектаклях разных фестивальных дней.

На церемонии закрытия также были подведены итоги творческой лаборатории «Молодая критика – театральное будущее», в этом году принявшей делегатов из стран Прибалтики и «двух столиц» России. Итог работы, приз молодой критики «Другой взгляд», был присуждён спектаклю без слов для самых маленьких «Брум» театра Dramatico Vegetale/Ravenna Teatro (Равенна, Италия). Ещё на обсуждении критики отметили необыкновенную атмосферу спектакля, необычную работу актёров с тенями, свежесть постановки. А «Красный приз» от постоянного партнёра фестиваля туристкого центра «Красная Изба» получил шерстяной спектакль «Спасите маму» театра «Quo Vadis»(Хельсинки, Финляндия).

Программа-2015 завершена, но не стоит ставить финальную точку. XIV фестиваль «Царь-сказка» Kingfestival уже намечен на 2017 год.

Лаборатория молодых критиков: последний день заседания

В конференц-зале гостиницы Садко состоялась заключительное заседание лаборатории. Обсуждение началось со спектакля «Шея жирафа». Многие критики оценили великолепную игру исполнительницы главной роли Кармен Прижо, которая смогла передать и внутренний и внешний диалог своей героини.

Слова благодарности за спектакль достались и режиссёру: «Вы хорошо перенесли роман на театральную сцену. Мы увидели немецкий текст с немецкой актрисой».

Следующим на обсуждение был вынесен спектакль «Страдание юного Вертера». Критикам понравилось то, что роман адаптирован для сцены «почти без сентиментализма». Так же были оценено звуковое сопровождение: «Было необычно слышать классическую музыку, сыгранную на пылесосе для уборки листьев».
Далее обсуждался спектакль «Умная собачка Соня». Тут критики отметили в основном недостатки спектакля: Нарочитость самого спектакля и игры актёров; множество действий, отвлекающих детей от спектакля; не понятные изображения на декорациях, которые совершенно небыли задействованы во время спектакля.

В двух последних спектаклях («Одна гитара в Америках» и «Спасите маму») было отмечено прекрасное музыкальное сопровождение первого спектакля и хорошо продуманные интерактивные декорации в спектакле «Спасите маму».

После обсуждения критики удалились для вынесения решения, какому спектаклю отдать спецприз молодой критики «Другой взгляд».

20 апреля 2015
Фестивальный день — от встречи с ветром до встречи с мэром

Насыщенный второй день фестиваля подошел к концу и завершился речью мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева о важности сохранения культурных связей и того, что делает нас людьми и стоячей овацией актрисе Кармен Прижо и спектаклю «Шея жирафа» Городского театра Билефельда. День начинался со спектакля «Где живет ветер?» хозяина фестиваля Новгородского театра «Малый», продолжился новой встречей директоров фестивалей.

Свои театральные проекты-фестивали представили Карлотта Зини из Италии, Сабина Вогельс из Австрии и Артур Гукасян из Армении. Спектакль «История одного чуда» (Творческое объединение Т9, театр «Практика», Москва) переносит зрителей и больших, и маленьких на тысячи лет назад, к рождению Христа – и тут есть ангелы из перьев и снег из муки, ослик Сергуня, которого назвали сами дети и главная мысль, что всех спасает любовь.

Дневное время, когда зрителю кажется, что фестиваль замирает – начинается самое интересное. Первая лабораторная встреча театральных критиков, участников международной лаборатории «Молодая критика-театральное будущее». И хотя все девять ее официальных театроведов под руководством модератора Алексея Гончаренко (Москва) сначала делают презентации о себе, есть возможность узнать, как видят театр в Москве, Петербурге, Тарту (Эстония), Риге (Латвия) и Вильнюсе (Литва).

Обсуждения первой лаборатории касаются спектаклей «Вдребезги», «Домик» и «Песочные сказки», времени уже нет – и действия обсуждения переносится в локацию следующего дня.

Финалом дня стал спектакль «Шея жирафа Городского театра Билефельда – практически моноспектакль актрисы Кармен Прижо о стареющей учительнице биологии и ее жестком взгляде на эволюцию человека. Зрители аплодировали стоя. Среди зрителей в этот вечер был и мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев, который поздравил со сцены в финале участников проекта «Театры городов-побратимов» и вручил гостям из Нантера и Билефельда, городов, с которыми Новгород связывают побратимские отношения, памятные знаки.

Мастер-класс немецких специалистов для русских студентов

Четвёртый фестивальный день начался спецмероприятием для студентов лингвистических специальностей Гуманитарного института Новгородского государственного университета. Театральный педагог Беата Бриден и драматург Франциска Бирч из Городского театра Билефельда (Германия) в рамках проекта «Театры городов-побратимов» провели утреннюю встречу с потенциальным молодым зрителем, чтобы узнать его мнение о проблематике романа И.В. Гетё «Страдания юного Вертера», спектакль по которому студенты увидят уже этим вечером на сцене театра «Малый». Стоит заметить, что для студентов мастер-класс был также возможностью проверить свои силы в немецком, так как встреча полностью проводилась на языке носителя.

Немецкие коллеги попытались выяснить, считают ли они проблемы романа, написанного более двух веков назад, актуальными и сегодня, кому из героев любовного треугольника студенты больше симпатизируют и как бы они поступили в ситуации выбора между любовью и деньгами. А для того, чтобы узнать об аудитории чуть побольше, Беата Бриден и Франциска Бирч подготовили специальную анкету с несколькими «фундаментальными» вопросами: сформулировать, что такое любовь и моральный выбор, подумать самостоятельно, что важнее в любви, чувства или разум, считают ребята поступок главного героя, Вертера, правильным. Заполненные анкеты ведущие мастер-класса попросили принести с собою на спектакль для небольшой дискуссии после постановки. О результатах этого небольшого исследования мы обязательно узнаем подробнее в интервью Беаты Бриден для пресс-центра «Малого».

В заключение встречи русские коллеги вручили подарки с символикой Великого Новгорода представительницам немецкой делегации.

Творческая лаборатория №2: недетские споры о детских спектаклях

Международная творческая лаборатория «Молодая критика – театральное будущее» продолжила дискуссию с пристрастием в четвёртый день «Царь-сказки». На повестке дня оказалось чрезвычайное количество очень разных спектаклей – от фантазийных постановок для маленьких зрителей «Шёпот из банки» (Ненцинг, Астрия), «Где живёт ветер?» (Великий Новгород, Россия), «История одного чуда» (Москва. Россия), «Брум» (Равенна, Италия) до психологического монолога «Шея жирафа» (Белефельд, Германия) и фарсового кукольного представления для взрослых «Золочёные лбы» (Петрозаводск, респ. Карелия). Впрочем, столь большое жанровое разнообразие позволило молодым критикам России и Прибалтики обсудить широкий круг проблем, касающихся как детского, так и взрослого театра.

Как отметил модератор лаборатории Алексей Гончаренко (Москва), сегодняшняя дискуссия наверняка запомнится участникам фестиваля как день рождения нового критического термина – эргономичность. Им молодые критики обозначили те спектакли, в которых каждая деталь и сцена максимально эффективно работает на общее восприятие, отдавая в копилку выразительных средств спектакля именно столько, сколько нужно. Правда, каждый из высказавшихся, казалось, отдал бы это звание разному спектаклю. Единогласие критиков вызвала только «Шея жирафа» города Белефельда. Молодые наблюдатели отметили, что даже те из них, кто не смог понять вербальное содержание спектакля на немецком или русском, смог оценить тот мощный посыл, легко преодолевший языковой барьер из-за удивительно талантливой работы актрисы Кармен Прижо.

Продолжительную дискуссию вызвала проблема соотношения в сюжете сакрального и назидательного, вызванная постановкой «История одного чуда» Творческого объединения 9 (г.Москва). Критики отметили противоречия между трепетностью и таинственностью рождественской истории, элементами насилия в шутках и попытках интерактива актёров с детьми в ходе повествования и внезапный финал с ярко выраженным морализаторским пафосом. К сожалению, ответов на вопросы от театра получить было уже невозможно, актёры уехали сразу после представления. Однако даже сам факт обозначения этой проблемы молодой профессиональной средой нельзя назвать маловажным.

Большое количество детских спектаклей позволило критикам и аудитории подумать над тем, насколько пространство спектакля должно быть открыто для трактовки и фантазии, как найти оптимальную интонацию для установления контакта с ребёнком, всегда ли нужно и возможно присоединять зрителя-малыша к игровому пространству.

Дискуссии, споры, мнения и предложения продолжатся завтра на заключительной лаборатории, после которой критикам предстоит вручить традиционный приз «Другой взгляд» самому достойному по их мнению спектаклю. Кто станет обладателем этой символической, но почётной награды покажет следующий фестивальный день.

Театральная дискуссия Городского театра Белефельда и новгородского зрителя о классике в современности

Проект «Театры городов-побратимов» продолжил знакомить новгородскую публику с творчеством Городского театра Белефельда (Германия). На этот раз зрителям предложили не только посмотреть современную интерпретацию романа Гёте «Страдания юного Вертера», но и порефлексировать над увиденным после окончания спектакля вместе с актёрами Якобом Вальзером, Фелицией Шпильбергер, Арне Ленк, театральным педагогом Беатой Бриден и драматургом Франциской Бирч.

Несмотря на то, что лишь малая часть зрителей захотела выразить своё мнение о спектакле, дискуссия получилась насыщенной и оживлённой. Немецкие делегаты почти час отвечали на вопросы аудитории. По мнению актёров, любой спектакль – интернационален, и единственное препятствие, которое может затруднить его понимание – это язык. Потому театру было вдвойне приятно и удивительно получить именно ту реакцию, которой они ожидали. Русские зрители, как отметили они, смеялись и задумывались над теми же моментами, что и германские, хотя некоторые их них, казалось бы, неочевидны для другой культуры . Так, Арне Ленк, исполнитель роли Альберта, рассказал, что нелепая песенка Вертера – стилизация под испанскую серенаду, позаимствована для спектакля из популярного немецкого комедийного шоу, которое не имеет аналога в России. И всё же шутка, даже без знания контекста, сработала сама по себе.

Отвечая на вопрос о выборе классического материала для спектакля Беата Бриден сказала, что всегда оглядывается на классиков. Из тех имён, к которым, по её мнению, всегда будут прибегать, назвала Станиславского, Островского, Чехова, Гёте. Обращение к классическим сюжетам и вечным темам очень важно, как и то, что их обязательно нужно уметь интерпретировать, актуализировать для современного зрителя с помощью параллелей, вставных элементов, предметов и музыки, над чем и работает Городской театр Белефельда.

Беата Бриден также рассказала о том, что для них всегда очень интересно знать мнения зрителя «из первых уст», поэтому дискуссии, подобные этой, проходят в их родном театре очень часто. С собой в Россию Беата привезла специальные анкеты с вопросами как касающимися романа Гёте, так и общими на размышление о любви, чувствах и индивидуальном моральном выборе. Все участники дискуссии получили по экземпляру такой анкеты.

Фестивальный день: смотрим, обсуждаем и путешествуем

Ещё один день «Царь-сказки» 20 апреля подошёл к концу. Гостям фестиваля он запомнится как самый насыщенный событиями спецпрограммы из всей фестивальной сетки: утром студенты Гуманитарного института и гости из побратима Белефельда драматургом Франциской Бирч и театральным педагогом Беатой Бриден обсуждали классический сюжет в современном понимании на мастер-классе к спектаклю «Страдания юного Вертера». Днём молодые критики четырёх стран дискутировали на творческой лаборатории о самых разных спектаклях прошлых фестивальных дней: от незатейливых детских постановок до настоящего драматического театра.

Завершила спрецпрограмму театральная дискуссия о спектакле «Страдания юного Вертера», где наряду с профессионалами – актёрами, драматургом и театральным педагогом Городского театра Билефельда– высказывались зрители. Не забыли и о бескорыстных помощниках фестиваля – волонтёрах, на протяжении этих пяти дней сопровождающих, переводящих, фотографирующих и пишущих для того, чтобы «Царь-сказка» была действительно сказочной.В торжественной обстановке переполненного зала художественный руководитель театра Надежда Алексеева и актёры-участники вручили им благодарственные грамоты.

География фестивальных показов четвёртого дня раскинулась через всю Европу. Самый любознательный зритель смог отправиться в путешествие через Италию к Германии до Франции с длительным заходом-погружением в Латинскую Америку. Путешествие проходило планомерно по нарастающей: начав с бессловесного, фантазийного «Брума» (Равенна, Италия), лёгкого, как скольжение задействуемых в постановке теней, к вечеру зритель подготовился к вечным темам «16+» в спектакле по И.В. Гетё «Страдания юного Вертера» (Белефельд, Германия), смешном и серьёзном как и сама жизнь – в равных пропорциях. И в завершение сложной душевной и мыслительной работы расслабиться и удивиться на музыкальном спектакле-концерте «Одна гитара в Америках» (Нанетр, Франция), мимоходом проследовав по пути Магеллана вместе с актёрами театральной компании «Рёв стрекозы» и их семиструнной сладкоголосой спутницей.

Четвёртый день XIII Международного театрального фестиваля «Царь-сказка»/Kingfestival был богат на путешествия вдоль и поперёк пространства, и ещё рано ставить финальную точку и распаковывать походный рюкзак. Впереди – новый фестивальный день и новые театральные открытия.

Фото Ольга Михалева

Дневник фестиваля: как подружиться с ветерком

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного…» — писал А. С. Пушкин. И действительно, поэт знал, о чем пишет. В спектакле «Где живет ветер?» режиссера Надежды Алексеевой, прошедшем 19 апреля на сцене театра «Малый», ветер обретает такие разные характеры, что не представляешь, каким образом актеры (Кристина Машевская, Алексей Коршунов, Олег Зверев) воплощают их на маленькой площадке.

В спектакле появляется ветер-проказник, он играет с актерами и зрителями, балуется и озорничает. Суровый и могучий ветер также начинает жить на сцене, захватывая за собой, уносит в миры, где идет совсем иная, необычная жизнь.

Волшебство на сцене рождает музыка и мягкий свет, которые, переливаясь разными оттенками, помогают увидеть в обычных пакетиках и дождевиках – героев. Появляется перед зрителями маленькое существо в зеленых башмачках, которое отчаянно пытается поймать светлячка и семья медуз с малышом, велосипедист, который страдает от того, что ветер накинул плащ ему на голову, маленький кораблик путешествует по морю, подгоняемый ветром. Все герои по-своему трогательны и обаятельны.

Постоянная смена действий не дает заскучать детям. Здесь ветер создает море из полиэтилена, он играет с актерами и зрителями, смешит их, и брызги воды весело летят в зал. Наблюдая за спектаклем, маленькие зрители постоянно норовят потрогать героев, поговорить и подружиться с ветром и персонажами. Из зала то и дело раздаются: «А что они делают?», «Посмотри!», «Ух ты!». По окончании спектакля малышам удается познакомиться и подружиться с ветерком лично. Актеры вызывают на сцену маленьких зрителей и те с радостью принимаются играть с лоскутками полиэтилена, тем самым ветром из сказки.

В очередной раз на фестивале «Царь-сказка/Kingfestival спектакль показывает, что вокруг нас находятся самые необычные миры. Стоит только присмотреться и мы сможем увидеть, что любой предмет в руках человека, будь то даже целлофановый пакет, может стать настоящим произведением искусства, если посмотреть на него под другим углом.

Пресс-центр: Наталья Татаринова (текст), Анна Ващило, Виктор Михайлов (фото)

19 апреля 2015
АВСТРИЯ: Необыкновенная жизнь жестяных банок

Несколько прекрасных историй из жизни необыкновенных героев 18 апреля представили на сцене театра «Малый» актеры «Minimus maximus theatre» из Австрии (Ненцинг). Спектакль «Шепот из банки» показал зрителям жизнь жестяных банок, такую же, как и у людей, с их переживаниями, заботами и проблемами. Начало спектакля заставляло задумываться о том, насколько мы, взрослые, часто невнимательны к обыденным вещам, и каждый день переставляя с места на место коробочки, посуду или жестяные банки, уже не видим в них ничего примечательного. Однако, детские глаза способны разглядеть детали и увидеть в каждой банке …личность. Так случилось и с героями спектакля, которые, будучи взрослыми людьми, вдруг обнаруживают, что вокруг них не просто магазин, а целый фантастически мир, главные герои в котором – жестяные банки.

Актеры (Сабина Вольгенс и Йоханесс Рауш) превратили обыкновенные банки из супермаркета в настоящих героев со своими эмоциями и переживаниями. Вместе с банками-персонажами зрители погружались в мир почти человеческих отношений и наблюдали за ходом развития отношений пары баночек, влюбленных друг в друга. Спорт в жизни банок-героев — не последнее занятие, они прекрасно играли в футбол (а вместе с ними и зритель). И, конечно же, семейные отношения — показал последний эпизод спектакля, когда кетчуп, непринятый в семью жестяных банок, спас их от ручного пресса – монстра, который хотел раздавить их. Банки проявляли героизм, преодолевали препятствия и спасали друг друга. Победив ужасного монстра, они обрадовались и приняли новичка в семью.

Спектакль «Шепот из банки» открывает взрослым зрителям мир детей, их воображение, иное видение вещей вокруг. Детские возгласы: «Ой-ой!», «Ему же больно!» — во время просмотра только подтверждают это. Искреннее детское восприятие позволило маленьким зрителям полностью прочувствовать жизнь героев. Порой взрослые забывают, что на мир нужно смотреть с другой стороны, видеть иную суть вещей и фантазировать. Возможно, именно этому и учит спектакль «Шепот из банки».

Пресс-центр фестиваля: Наталья Татаринова (текст), Ольга Михалева (фото)

Второй круглый стол директоров фестивалей: от солнечного Еревана до заснеженных Альп

Фестивальная программа XIII Международного театрального фестиваля «Царь-сказка»Kingfestival также включает в себя спецпрограмму, рассчитанную на обмен культурным опытом и налаживание новых дружеских контактов между театрами разных стран. Одно из мероприятий специальной программы, второй круглый стол директоров фестивалей, прошёл сегодня, 19 апреля, в театре «Малый»

В рамках круглого стола гости обсудили три фестиваля с оригинальной концепцией и подходом к формированию программы. Карлотта Зини (Болонья, Италия) актриса театра Ла Баракка рассказала о крупнейшем фестивале для самых маленьких на территории Италии «Видение будущего, видение театра». С 2004 года юные зрители от 1 года до 4 лет каждую весну могут смотреть десятки постановок в жанре «беби-театр». Важную часть фестиваля занимают мастер-классы, в ходе которых артистов и детских педагогов учат методам работы с малышами.

— Самое важное для нас при подготовке фестиваля – это наши зрители, то, как они воспринимают спектакль именно сейчас. Наша задача – создать максимально комфортную среду для детей, поэтому конкурсные спектакли, как правило, рассчитаны на небольшую аудиторию. Мы задействуем несколько площадок и стараемся сделать их максимально уютными и интересными. Например, при нашем театре есть небольшая библиотека и спецкафе, где дети могут устроить пикник или просто весело провести время, – рассказала Карлотта Зини.

К участию в совсем ином фестивале участников встречи пригласила Сабин Вольгенс (Ненцинг, Австрия), актриса MINIMUS MAXIMUS THEATRE.Она рассказала о старейшем театральном фестивале для детей и молодёжи в Австрии «Luaga & Losna», ежегодно проводимом в удалённых от столицы Ненцинге и Фельдкирхе.

— Плотность культурных событий в этих небольших городках очень мала. Ненцинг – один из самых удалённых мест от столицы, в нём проживает всего пять тысяч человек. Именно поэтому мы привозим фестиваль в эти труднодоступные места. Мы предполагаем, что каждый ребёнок, проживающий в этом регионе, хотя бы один раз в год побывает в театре, – пояснила Сабин Вольгенс.

Помимо спектаклей программа фестиваля насыщена спецмероприятиями, такими как читка новых пьес приглашёнными драматургами, обсуждение спектаклей вечером каждого фестивального дня и даже путешествие в Альпы.

Крупнейший фестиваль Армении представил Артур Гукасян (Ереван, Армения), президент фестиваля High Fest International Performing Arts Festival. Только в прошлом году на фестивале было показано 110 спектаклей, и, возможно, это ещё не предел. Фестиваль заинтересован в участии как молодых театров, ещё не успевших обрести вес в театрально среде, так и в «громких именах»:

– Для ряда неизвестных начинающих театров наш фестиваль может стать прекрасным стартапом, ведь там их могут заметить наши хедлайнеры и пригласить к участию в крупных европейских фестивалях, – рассказал Артур Гукасян. – Также мы работаем над тем, чтобы показывать зрителю совершенно новый для него театр. На прошлом фестивале у нас был представлена спецпрограмма иранского театра. Мы совсем ничего не знаем про их театральную культуру, представляем их как закрытую нацию, а она очень интересна.

Состоялось первое заседание театральной лаборатории «Молодые критики – театральное будущее»

19 апреля, в 18 00, состоялось открытие первой сессии международной творческой лаборатории «Молодые критики – театральное будущее». В дискуссии принимали участие молодые театроведы Москвы, Санкт-Петербурга, Латвии, Литвы и Эстонии. Алексей Гончаренко – молодой критик из Москвы и модератор лаборатории поприветствовал всех и попросил приступить к обсуждению спектаклей. После небольшого представления юные критики приступили к делу.
Первым, на повестку дня, был вынесен спектакль «Вдребезги», который и открыл фестиваль. Мнения оказались противоречивыми. Часть критиков посчитала спектакль просто физическим воплощением стихов на сцене, другие же говорили о том, что собрать такое количество стихов в одной постановке – целое искусство, требующее сил и фантазии.
Обсудили театроведы и спектакль «Песочные сказки» и здесь мнения также оказались разными. Одни посчитали, что спектакль слишком прост для детского восприятия, и дети, смотря его, не развиваются, а просто принимают, то, что им рассказывали. Другая часть сказала о том, что здесь детям и не нужно было ничего додумывать, все в спектакле так просто потому, что так и должно быть.
И третьим спектаклем стал «Домик». Здесь критики сошлись во мнении о том, что спектакль, написанный для самых маленьких зрителей, интересно показывает и атмосферу дома, и то, как и из чего его можно сконструировать. На первой театральной лаборатории обсудили только три спектакля, продолжение состоится 20 апреля с 11:30-13:30 и 21 апреля с 15:00-18:00.

18 апреля 2015
Встреча директоров фестивалей: развития детского театра от швейцарского курорта до спектаклей в маленькой деревне.

Сегодня, 18 апреля, в конференц-зале гостиницы «Садко» состоялась встреча-презентация директоров театральных фестивалей. На ней Ванна Пикколи (Театр «Пан» г. Лугано, Швейцария), Саймон Ловет (Театр «Арат Гох», Великобритания) и Гомило Капо Жауме (Пальма-Де Майрка, Испания) представили свои фестивали.

Ванна Пикколи возглавляет два фестиваля в Швейцарии: «II Maggiolino» (для детей) и «Fit festival» (для взрослых). Большая часть презентации была посвящена рассказу о направлении детского фестиваля. Театр «Пан», художественным руководителем которого является Ванна Пикколи, делает всё, чтобы привлечь новых зрителей и развивать направление театра «ранних лет». Фестиваль представляет спектакли, семинары, лаборатории, разнообразные проекты. Например, один из последних проектов заключался в стимулировании детского самостоятельного творчества — детям в возрасте от 3 до 6 лет раздали фотокамеры и дети должны были самостоятельно фотографировать.

— Все дети любят прятки, так вот моя внучка сфотографировала заветные места, где она обычно прячется. И фотография была очень темной. Так же она запечатлела свою сестру, ее любимые места для пряток – и все фотографии были очень светлыми,- поделилась результатами эксперимента госпожа Пикколи. Так же театр активно поддерживает молодых актёров, так как по словам госпожи Пикколли, она занимается театром более сорока лет и «должен же кто-то остаться после нас, если я смогла – вы тоже обязательно сможете».

Саймон Ловет из Аберистуита (Уэльс, Великобритания) представил Международный театральный фестиваль «Открытые двери» (или Agor Draysau на уэльском). Задуман это проект был ещё в 1989 году. Основной целью было показать зарубежные спектакли в Уэльсе, тем самым разносторонне развивать зрителя и одновременно стать местом проведения шоукейса спектаклей Уэльса.

— Основной проблемой было то, что уэльские спектакли не знают за рубежом — говорит Саймон, — это фестиваль предоставил нам возможность заявить о себе в Европе.
Помимо традиционных фестивальных площадок приглашённые театры выступают и в школах, что способствует повышению культурного уровня учащихся, осуществляют проекты с университетом и приглашают как иностранных гостей, так и театры Уэльса.

Гомила Жауме (Испания, Пальма-де-Майорка) поведал о театральном фестивале «для детей и молодёжи Балеарских островов», который проходит в маленькой деревушке Вилла Франка. Основная проблема «ярмарки театральных искусств» в том, что при население три тысячи человек, здесь совершенно нет театральных площадок. И актёрам приходится играть везде, начиная от спортивного зала начальной школы и заканчивая центральной площадью. Концепция фестиваля – в близости театра и не-театрального пространства, возможности создания театрального фестиваля в маленьком городе, где все жители вовлечены в процессс – от продажи билетов до предоставления своего дома для проживания театра. В течение 40 дней в Виллу Франко приезжают 15 тысяч человек, тем самым увеличивая количество зрителей и людей, близких театру. «И вот эта близость между зрителем и актёрам создаёт особую энергию»- говорит Гомила.

Пресс-центр фестиваля: Виктор Михайлов (текст, фото)

Латвийские «Песочные сказки»: нарисовано нежностью

Второй фестивальный день «Царь-сказки» был открыт лёгкой, почти невесомой постановкой

«Песочные сказки» Латвийского театра кукол (Рига, Латвия). Автор и режиссёр Вия Блузма создала тонкое, нежное представление для детей в cоавторстве с мамами нескольких малышей. Основа спектакля – истории, которыми мамы решили поделиться на одном из интернет-форумов для родителей, не только рассказанные, но и показанные благодаря довольно новой, но пока ещё не широко применимой театром технологии рисования песком. Метафора песка оказалась очень точной для этих незамысловатых сюжетов о девочке-плаксе, настоящей дружбе, преодолении страхов, ведь сама полупрозрачная структура песочной картины, её недолговечность, постоянная изменчивость в руках художника-актёра напоминает воздушные детские сны, где игра воображения в один миг меняет всё вокруг. Да и сам материал, знакомый каждому по песочнице во дворе с малых лет, настраивает на восприятие и ребёнка, и родителя.

— Свою задачу в спектакле я себе представила так: это будут сказки, которые сочиняют сами мамы. В интернете я нашла сайт, где мамы публикуют свои рассказы, и заметила, что мамы сочиняют их для того, чтобы избавить детей от разных страхов, каких-то плохих привычек. Дети узнают себя в этой сказке и избавляются от того, что из волнует…вообще, мамы таким образом лечат детей своими сказками. Я решила, что истории не должны быть обработаны литературно, быть такими, какими бы их рассказала любая мама. Актёры должны рассказывать эти истории, как свои, – поясняет Вия Блузма, автор и режиссёр «Песочных сказок».

Говоря о спектакле, она постоянно так или иначе возвращается к теме песочной анимации как терапии, способной пусть ненадолго, но отвлечь ребёнка от скоростей сегодняшнего дня и влияния целой груды техники. Возможно, секрет это техники в том, что наблюдение за процессом создания картины не менее интересно, чем результат. Причём, как считает режиссёр, дети и родители видят спектакль под разным углом:

— Взрослые воспринимают песочную анимацию как медитацию, а дети смотрят историю. Эти ситуации настолько им понятны и знакомы, что они смотрят не на само искусство рисования песком, а на сюжет. У нас бывали случаи, когда на спектакль приходили взрослые и без детей, для себя. И мы, конечно, не против. Песочная терапия, направление в психологии, успокаивает, снимает напряжение. Об этом я, конечно, думала, когда ставила спектакль.

Главный образ «Песочных сказок» – мама, невидимо присутствующая на сцене все 40 минут

представления. Мы постоянно слышим её голос в рассказах Юлии Мещеряковой, Лилии Суны,

Александра Ионова, и даже не столь важно, если голос этот – мужской, существенен сам образ.

Мама – словно сила, что сбавляет тот наносной темп, за которым проходит сначало детство, а

потом и вся жизнь. И Вия Блузма уверена, что постановка способна хотя бы чуть-чуть снизить этот

темп:

— Для ребёнка 40 минут его жизни – это не короткое время. Сейчас время постоянно ускоряется.

Интернет, телевидение, мультфильмы, всё набирает очень быстрый темп. Я это вижу по своему

внуку. Он играет в компьютерные игры и говорит: «Помоги мне!», но я не могу, там всё слишком

быстро! Это другие дети, не такие, какими были мы, им трудно успокоиться. Если на полчаса они

смогут вовлечься в истории, для них это будет уже очень много. Конечно, мы не детский сад,

чтобы воспитывать, мы не играем с ними. Мы должны своим искусством ненадолго остановить,

увлечь их, чтобы они просто посмотрели по сторонам.

Театр для малышей – это неизбежно работа на чувственном уровне. Ребёнок ещё не может

самостоятельно справиться со своими страхами и не всегда может рассказать о них. Он часто

просто не способен понимать и оценивать, насколько плохо или хорошо он поступает, и если

театр может только точечно влиять на эмоции детей с помощью визуальных решений, то для

родителей он даёт вполне внятные подсказки, как показать ребёнку, что действительно важно,

нужно и светло. Даже если кто-то просто поводит палочкой на песке вместе с ребёнком после

окончания – это будет означать, что время в театре для вас не прошло зря. Ведь истории и для

этого спектакля сложились из мелочей.

Пресс-центр фестиваля: Татьяна Дамрина (текст), Ольга Михалева (фото)

17 апреля 2015
Открытие театрального фестиваля «Царь-сказка»/Kingfestival

17 апреля в 20:00 в Новгородском театре для детей и молодежи «Малый» состоялось официальное открытие тринадцатого Международного фестиваля «Царь-сказка»/Kingfestival. На открытии был представлен спектакль «Вдребезги», уже знакомый и любимый новгородцами, но впервые представленный для гостей фестиваля В спектакле прозвучали стихи поэтов Серебряного века.

По окончании спектакля художественный руководитель театра и фестиваля «Царь-сказка»/Kingfestival Надежда Алексеева поприветствовала зрителей и гостей фестиваля, а также поблагодарила спонсоров и партнеров. В этом году на фестиваль «Царь-сказка» прибыли гости из Финляндии, Германии, Латвии, Франции, Австрии, Италии и России. Приехали также и молодые критики из Эстонии, Латвии, Литвы, Москвы и Санкт-Петербурга и театральные специалисты из России, Латвии, Швейцарии, Франции, Испании и Китая.

Свои добрые пожелания и поздравительные слова сказали фестивалю Ольга Глазунова (Союз театральных деятелей России), Тамара Гончарова (Комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода) и Марина Медкова (Российский центр АССИТЕЖ).

После открытия спектакля пресс-службе удалось взять комментарий одного из гостей, театрального режиссера и актрисы Лорен Эрман (театр «Рев стрекозы» (Франция):

— Мне очень понравилось открытие тринадцатого фестиваля. В последний раз мы были в Великом Новгороде на открытии четыре года назад и попасть сюда снова — это сюрприз для нас. Хочу отметить, что очень хорошие актеры и прекрасный спектакль «Вдребезги» открыли фестиваль.

Фестиваль продолжает свой путь – в субботу 18 апреля будут показаны шесть спектаклей из Италии, Австрии, Латвии и России (Петрозаводск), а также состоится встреча директоров международных фестивале из Швейцарии, Великобритании и Испании.

16 апреля 2015
17 апреля — ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

17 апреля в 20.00 состоится официальное открытие 13 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival на сцене Новгородского театра для детей и молодежи «Малый». Первым спектаклем программы станет постановка «Вдребезги» по стихам поэтов Серебряного века. В программе фестиваля с 17 по 21 апреля будут представлены спектакли для детей и взрослых из России, Австрии, Финляндии, Франции, Италии, Латвии и Германии. Зрители встретятся за пять дней с фантастическими историями по северным сказкам и библейским мифам, увидят театральные работы по мотивам Гете и современной драматургии. Хозяин фестиваля, Новгородский театр для детей и молодежи «Малый», покажет два спектакля режиссера Надежды Алексеевой «Где живет ветер?» и «Вдребезги» по стихам Серебряного века. В рамках фестиваля действует спецпрограмма – в театре «Малый» можно будет увидеть выставку «Театральный плакат Польши», посвященную польским театральным афишам. Во время фестивальных дней будет действовать творческая лаборатория «Молодая критика — театральное будущее», которая собирает молодых театроведов из Москвы, Санкт-Петербурга, Риги (Латвия), Вильнюса (Литва), Тарту (Эстония) с целью обсуждения и анализа фестивальных спектаклей. Помимо лаборатории, состоится встреча директоров театральных фестивалей из Швейцарии, Великобритании, Испании, Италии, Австрии и Армении. Среди гостей фестиваля впервые будут присутствовать делегаты из Китая — Национального театра для детей Пекина. В Новгородском университете пройдет лекция театрального педагога Беаты Бриден (Германия) и состоится театральная дискуссия с актерами после спектакля «Страдания юного Вертера». Российский центр АССИТЕЖ проводит на «Царь-Сказке» резиденцию «Новые лица АССИТЕЖ», в которую пригласил молодых специалистов детского театра России. Фестиваль проходит при поддержке программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента Российской Федерации при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Союза театральных деятелей Российской Федерации, Российского национального центра АССИТЕЖ, Администрации Великого Новгорода, Комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода и Новгородского театра для детей и молодежи “Малый”. Партнеры фестиваля — Итальянский Институт Культуры в Санкт-Петербурге, Генеральное Консульство Финляндии в Санкт-Петербурге, TINFO – Theatre Info Finland (Savotta–Zavod theatre project), Генеральное Консульство Швейцарии в Санкт-Петербурге, Муниципалитет города Нантера (Франция), Институт Адама Мицкевича CULTURE.PL (Польша), Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого и Центр развития туризма “Красная Изба”.

Фестиваль благодарит за поддержку спонсоров: Официальная связь Фестиваля – “БИЛАЙН”, Официальная вода Фестиваля – “РОСА”, Официальное такси фестиваля — “6 пятерок”, «СБЕРБАНК РОССИИ», ООО “АМКОР ТП НОВГОРОД”, ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород», ЗАО «НОВГОРОДСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД», ООО «ЭЛИНОР», ООО “Новгороднефтепродукт”, КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО КОНДРАТЬЕВА А.Д., ООО «Ритек», КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И.И. ПИРЕЕВА, ООО «Белгранкорм – Великий Новгород», ЗАО «Птицефабрика ГВАРДЕЕЦ», ОАО «Великолукский мясокомбинат», ООО «Новгородские теплицы», ООО «Новгородский пищекомбинат», ОАО «АЛКОН», Café Le Chocolat, ЗАО «Деловой партнер», Новгородский ТЕХНОПАРК, полиграфическая компания «Позитив», Гостиница “Садко”,
магазин «Мир фото»

07 апреля 2015
Пресс-конференция 13 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival

7 апреля в Новгородском театре для детей и молодежи «Малый» прошла пресс-конференция с художественным руководителем фестиваля Надеждой Алексеевой, посвященная будущему Международному театральному фестивалю «Царь-Сказка»/Kingfestival. Фестиваль состоится в тринадцатый раз с 17 по 21 апреля. Участники фестиваля приедут из семи стран мира – Франции, Латвии, Германии, Италии, впервые приедут гости из Австрии и Финляндии. Российские участники — спектакли из Тюмени, Москвы, Великого Новгорода и Петрозаводска.

По словам художественного руководителя, постановки ожидает строгая оценка участников международной творческой лаборатории «Молодая критика – театральное будущее». Именно они выберут тех, кто получит приз «Другой взгляд».
Также Надежда Алексеева сообщила, что впервые будет проходить встреча директоров международных фестивалей. «Приедут гости из Италии, Испании, Швейцарии и Великобритании. Обмен опытом, многообразие форм и идей очень важны для нас…» — прокомментировала художественный руководитель фестиваля.

В этом году также исполняется 50 лет Ассоциации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ). В честь этого события приурочена резиденция «Новые лица АССИТЕЖ», которая создана для того, чтобы поддержать развитие театра для детей и молодежи, сохранить интерес к детским спектаклям, а также построить новые культурные связи.

03 апреля 2015
17-21 апреля — 13 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»

Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival проводится с 1992 года и собирает самые яркие театральные спектакли, в основе которых лежит миф, фантастическая история, сказка. В этом году фестиваль проводится в тринадцатый раз с 17 по 21 апреля. Организаторы фестиваля – Министерство культуры РФ, Союз театральных деятелей России, Российский центр АССИТЕЖ (Всемирная Ассоциация театров для детей и молодежи), Администрация Великого Новгорода, Комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода и Новгородский театр для детей и молодежи «Малый».

Фестиваль зарекомендовал себя как один крупных культурных проектов Великого Новгорода, который собирает лучшие драматические спектакли, кукольные истории, музыкальные постановки для всех возрастов театральных зрителей.
В программе театры из Москвы, Тюмени, Петрозаводска, Великого Новгорода, а также театры Италии, Германии, Франции, Латвии, Финляндии, Австрии.

Постановки будут идти на сценах Новгородского театра «Малый», Новгородской Филармонии, театра драмы. Партнером фестиваля также выступает Новгородский университет имени Ярослава Мудрого, студенты которого выступают в качестве волонтеров, работают в пресс-центре, а также принимают участие в лекциях и дискуссиях фестиваля.

Фестиваль проводится в тринадцатый раз, и стал одним из самых заметных театральных событий. Помимо спектаклей, фестиваль «Царь-Сказка» традиционно представляет мастер-классы, лекции по истории театра, дискуссии, выставки театрального плаката разных стран, лабораторию для молодых критиков. В фестивальной афише – библейские мифы и национальный эпос, истории по мотивам северных сказок и современные авторы. Многообразие тем и избранных историй в самом широком спектре от скандинавских саг до Гете, от фантазий для детей от года до четырех лет к ультрасовременным трактовкам мифов в современном танце для взрослых позволяет фестивалю быть ярким культурным явлением.

В этом году фестиваль представляет проект «Театры городов-побратимов». В программе «Царь-Сказки» — Городской театр Билефельда (Германия) со спектаклями «Страдания юного Вертера» и «Шея жирафа» и компания «Рев стрекозы» (г. Нантер, Франция) с музыкальным спектаклем «Одна гитара в Америках». Задача проекта — показать новгородскому зрителю современный срез театральной культуры разных стран, городов, с которыми Великий Новгород связывают побратимские отношения, основанные на добросердечности и уважении к другой культуре.

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

Янв0 Posts
Фев0 Posts
Мар0 Posts
Апр0 Posts
Июл0 Posts
Авг0 Posts
Сен0 Posts
Окт0 Posts
Дек0 Posts
Версия для слабовидящих VKFacebookTwitterBlogspotInstagram
© Novgorod Theatre Mali 2021