Сегодня Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» подвел итоги и на Церемонии Закрытия на сцене театра «Малый» состоялось награждение лауреатов. Актеры театра «Малый» создали микс из всех спектаклей «Царь-Сказки»: на сцене появились снова Каин и Авель, Ева и Адам, Алиса и персонажи других фестивальных спектаклей в исполнении хозяев фестиваля.
В этом году «Приз Молодой критики», который вручили выпускники театроведческих факультетов Санкт-Петербурга и Москвы, достался швейцарскому спектаклю Театральной компании Маркуса Зоннера «Ева и Адам». Надо отметить, что на фестивале 2005 года Маркус Зоннер также получил Гран-При за совместную работу с эстонской компанией. По словам художественного руководителя фестиваля Надежды Алексеевой, это лучшее подтверждение того, что культурный проект со Швейцарией «Швейцарский взгляд» нашел отклик не только в сердцах зрителей, но и в среде профессионалов театра. И подтверждение отличного результата проекта – не только зрительские овации двум спектаклям «Театральной компании Маркуса Зоннера», но и решение молодой критики, увидевшей в спектакле высокий профессионализм.
Лауреатами фестиваля стали пять театров – таково было решение Международного Жюри, в состав которого вошли театральные эксперты Германии, Швеции, Латвии и России. По словам члена жюри Эдит Лещински, театрального критика из Лиепае, Латвия, в этом году было сложнее всего придти к общему решению, так как уровень фестиваля настолько сильно вырос, что представленные спектакли заслуживают отдельных наград. Однако, сформировав общее мнение, Приз Международного жюри в этом году получили в номинации «Лучший спектакль фестиваля» — спектакль чешского театра «Лизен» «САВИТРИ» — романтическая история принцессы из индийского эпоса. Любопытно, что этот спектакль стоял последним в фестивальной афише, и у жюри уже были сформированы свои предпочтения, но, по словам театрального критика Эдит Лещински, они изменили решение в пользу чешского спектакля сразу же после финальных аплодисментов зрителей. Спектакль «ЕЖИК В ТУМАНЕ» Латвийского государственного театра кукол (Рига, Латвия) получил приз Международного Жюри в номинации «За удачу спектакля для маленьких зрителей». Спектакль «ПРИНЦ И ДОЧЬ ВЕЛИКАНА» организаторов фестиваля – Новгородского театра для детей и молодежи «Малый» — получил Специальный Приз Международного Жюри. Спектакль «Волк под кроватью» швейцарского театра «Скарамуш» получил приз в номинации «За сотворчество с детьми в процессе создания спектакля». Спектакль Государственного Молодежного театра Вильнюса получил Приз «За сохранение фольклорных национальных традиций» за спектакль «Йозеф Дармоедов» (Литва),
Надежда Алексеева так оценивает итоги фестиваля: «Я рада, что для Жюри ежедневно было очень трудно выбрать лидера – это знак того, что фестивальная программа удалась. Но фестиваль не является конкурсом – призы Жюри всего лишь подчеркивают особенные удачи фестиваля. Каждому участнику «Царь-Сказка» досталась фестивальная рамка, где под стеклом был расположен символ фестиваля – перо, как знак того, что каждый из театров обрел способность к полету и новым путешествиям, а также получил фарфоровые скульптуры новгородских церквей, как знак нашего города».
Особый Приз — Красный Приз от «Красной Избы», туристического офиса Великого Новгорода, одного из партнеров фестиваля, получил спектакль венгерского театра «Art of movement» «Каин-Авель». Современный танец-модерн, представленный на фестиваль дуэтом венгерских танцовщиков, заслужил высокие похвалы на фестивале и теперь в Будапешт отправиться роскошное издание книги о Великом Новгороде вместе с Красным дипломом.
26 апреля на сцене театра драмы прошел спектакль Лиепайского драматического театра «За закрытой дверью». Историю о потустороннем мире и трагедии трех человек, запертых в едином пространстве ада навеки друг с другом, стала для режиссера Роландаса Аткочюноса материалом для исследования человеческой души на примере одной из самых знаменитых пьес «философии экзистенционализма». Жан-Поль Сартр написал эту пьесу в 1944 году, но ее современное прочтение стало яркой фестивальной страницей – полтора часа напряженной истории о страданиях и очищении трех умерших людей. Напомним, что Лиепайский драматический театр отметил свое столетие и является третьим по величине театром Латвии. Его актеры – лауреаты национальной театральной премии Латвии, а сам театр называют настоящей «кладовой талантов» молодых актеров. В спектакле заняты Яков Рафальсон, Инесе Кучинска, Юлия Ляха, Леон Лещинскис.
26 апреля состоялся спектакль Новгородского театра для детей и молодежи «Малый» «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». История режиссера Надежды Алексеевой посвящена молодому зрителю – тем, кто постигает через полет науку совершенства и не боится трудностей. В работе над спектаклем театр проводил переговоры с автором Ричардом Бахом, который при помощи электронной почты общался с создателями спектакля. История Чайки, которая становится изгнанником из собственной стаи из-за стремления к искусству совершенного полета, стала премьерой нынешнего 17 театрального сезона «Малого». В спектакле заняты актеры Олег Зверев, Алексей Тимофеев, Илья Архипов, Марина Вихрова и Елена Федотова. Режиссер и актриса швейцарской театральной компании Маркуса Зоннера Патриция Барбуиани так отозвалась о спектакле: «Я благодарна новгородскому театру за такие сильные впечатления – потому что для меня, не знающей русского языка, но знающей эту историю, был виден эмоциональный накал актерских страстей, их мастерство и то чувство полета и радости, который оставляет эта постановка. Пожалуй, это одно из самых сильных фестивальных впечатлений «Царь-Сказки».
26 апреля состоялось последнее третье заседание дискуссионного клуба «Молодая критика – театральное будущее». В обсуждении спектаклей впервые приняли участие члены Международного жюри – Елена Горфункель (театральный критик, Санкт-Петербург), Эдит Лещинска (театральный критик, Лиепае, Латвия), Бенгт Андрессон (театральный режиссер, Стокгольм, Швеция), Одетт Береска (театральный критик, драматург, Берлин, Германия). Также на дискуссионном клубе состоялась презентация чешского театр из Брно (театр «Лизен»). По итогам дискуссионного клуба, который проходил под руководством театрального критика Алексея Гончаренко (Москва), будет создан один из призов – приз Молодой критики. Итоги и лауреаты приза будут оглашены завтра на церемонии Закрытия в 17.30, 27 апреля.
Сегодня на Международном театральном фестивале «Царь-Сказка» состоялся заключительный спектакль проекта «Швейцарский взгляд». Спектакль театральной компании Маркуса Зоннера «Ева&Адам» рассказывает языком гротеска, пластики и театральной импровизации историю рождения и взросления первой человеческой семьи. Премьера спектакля прошла в феврале этого года в Лугано и новгородский фестиваль стал первым зарубежным показом для библейской истории. По мнению режиссера спектакля Патриции Барбуиани, герои спектакля – «Это первые актеры, их актерское любопытство заставляет нарушить табу – потому, изгнанные с небес и помещённые в современный мир, Ева и Адам, становятся созданиями, которые работают и страдают». Швейцарский Адам и Ева — немного персонажи фильмов Феллини и черно-белых итальянских комедий, они умиляются над рождением Каина и обожают малыша Авеля, проходят через трагедию убийства и находят новые надежды в детях. В финале они находят новый рай друг в друге – это такая весточка от Бога, как обещание, что после смерти две самых первых души на свете объединятся в общем раю, где можно играть с Богом, надев клоунский красный нос.
Постановка прошла с большим успехом у новгородского зрителя. Мнение же критики актеры и режиссер узнают во время дискуссионного клуба, который состоится сегодня в третий раз на фестивале.
Стоит отметить, что Швейцария занимает особое место на фестивале — в этот раз при поддержке Генерального Консульства Швейцарии в Санкт-Петербурге и швейцарского культурного фонда «ПРО ГЕЛЬВЕЦИЯ» фестиваль представил три театра из Цюриха, Шаффхаузена и Лугано в едином проекте «Швейцарский взгляд». Проект открыл генеральный консул Швейцарии Урс Штраузак. История Сабины Шпильрейн, которая связывает Швейцарию и Россию в своей трагической судьбе женщины-ученой, проповедовавшей науку психоанализа и гибнущей от рук нацистов в Ростове в спектакле «Сабина Шпильрейн» компании «Руси Руссиус и саксофон», документальные истории детских страхов (120 малышей-швейцарцев написали истории о самом ужасном персонаже детских страхов – Волке) в спектакле «Волк под кроватью» театра «Скарамуш», библейский миф о первой семье «ЕВА и Адам» компании Маркуса Зоннера в гротескном исполнении актерского дуэта – все эти спектакли отражают разные грани современного швейцарского театра.
Российский Академический Молодежный театр (РАМТ) (г. Москва) представил сегодня на сцене Культурного Центра «Акрон» спектакль «Сказки на всякий случай». Для новгородского зрителя театр играет два спектакля в 11.00 и 15.00. «Сказки на всякий случай» — это целый ворох прекрасного сказочного материала для детей в постановке режиссера Владимира Богатырева. Собранные на чердаке, забытые всеми вещи начинают разыгрывать свои собственные сказки – на всякий случай, как спасение от скуки. И оказывается, что даже у Чайного пакетика есть потрясающая история о путешествии в стакан. А трогательная история Ночной вазы с грустным васильком на боку может многому научить вашего ребенка – например, что ненужных вещей не бывает. Несмотря на пестроту персонажей, все они объединяются в настоящие сказки, которые рассказывают замечательные вещи «с историей». В спектакле заняты заслуженная артистка России Татьяна Веселкина, Тарас Епифанцев, Вера Зотова, Алексей Мишаков, Сергей Печенкин, Виталий Тимашков, Ульяна Урванцева.
Камерный спектакль «Я счастлива, счастлива, счастлива» Новгородского театра драмы им. Ф.Достоевского в постановке режиссера Сергея Морозова будет показан сегодня в 17.00 в рамках проекта «Встреча фестивалей». На сцене играют только два актера (Любовь Лушечкина и Анатолий Устинов), в основу спектакля положены воспоминания Анны Григорьевны Достоевской.
Проект «Фестивальные встречи» призван продемонстрировать театральное искусство коллег, которые, как и новгородский театр «Малый», проводят международные фестивали. В этом году он представляет Международный театральный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Достоевского.
Это проект также дает возможность гостям нынешнего фестиваля, президентам международных театральных проектов и фестивалей из Ирландии, Японии, Кореи, Венгрии, Сербии и Эстонии обговорить планы на будущее, отмотреть фестивальную программу и, возможно, включить кого-то из участников фестиваля «Царь-сказки» в афишу собственных показов.
Организатор фестиваля «Царь-Сказка» Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» представляет новгородцам, гостям фестиваля и членам международного жюри две свои театральные постановки «Принц и дочь Великана» и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Вчера, 24 апреля, состоялся закрытый показ детской шотландской сказки «Принц и дочь Великана» на английском языке только для участников и гостей фестиваля. Сегодня, 25 апреля, в 11 часов поставку на русском языке смогли увидеть все желающие. Спектакль для детей «Принц и дочь Великана»- это бумажная сказка в шотландском духе о истории любви (гран-При театрального фестиваля «Рождественский парад-2005″ в г. Санкт-Петербурге, лауреат Международного таллинского театрального фестиваля «Bananikkalla-2005» — Специальный приз Жюри и Приз « За экспрессивность и выразительность»). Трое актеров (Андрей Данилов, Олег Зверев, Илья Архипов) разыгрывают сказку, где персонажи рождаются на глазах у зрителя из ножниц и бумаги, из бумаги смятой и скомканной, из фантиков и фольги, а рядом с «рукотворными» героями соседствуют роскошные бумажные куклы в королевских одеждах, сотворенные художниками.
Вторая постановка, инсценизация американской повести Ричарда Баха, будет показана завтра, 26 апреля, на сцене театра «Малый». В философской притча о чайке, постигающей полет, заняты актеры Алексей Тимофеев, Марина Вихрова, Елена Федотова, Олег Зверев и Илья Архипов. Как говорит режиссер Надежда Алексеева: «Спектакль театр адресовал молодому зрителю — который также активно ищет неизведанные пути и стремится к обретению собственных крыльев».
В рамках третьего фестивального дня, 24 апреля, в театральной студии Новгородского театра драмы прошел 1,5 часовой мастер-класс по актерскому мастерству по системе профессора Зиновия Корогодского. Его ученик, актер и театральный педагог Валерий Зиновьев (Санкт-Петербург) провел систему показательных тренингов для 16 студентов-актеров 2 актерского курса НовГУ и участников фестиваля. На мастер-классе присутствовали также педагоги актерского новгородского курса Надежда Алексеева и Надежда Назарова.
Как говорит сам педагог по актерскому мастерству Валерий Зиновьев: «Упражнения театральной школы З.Я.Корогодского, наблюдения, творческие сюрпризы — вот комплекс, который приводит к постижению сути актерской профессии».
По словам студентов факультета, встреча с Валерием Зиновьем — это уникальная возможность поучиться мастерству у одного из самых маститых российских театральных деятелей.
Вчера вечером, 24 апреля, при поддержке Французского Института в Санкт-Петербурге прошло кукольное представление «Сцены из Пекинской оперы» Эльзасского театра юного зрителя (Франция). Этот уникальный кукольный спектакль, посвященный традициям китайской оперы, был представлен в особой кукольной техники замечательного мастера и актера Йонг Фа. Мастер-кукольник грациозно управляет колоритными китайскими куклами, непосредственно надетыми на руки, только с помощью пальцев рук без всяких других дополнительных приспособлений.
Зрители с восторгом наблюдали за куклами, свободно жонглирующими вращающимися тарелками, дерущимися на дуэли в духе фильмов «Дом летающих кинжалов», переживающими любовные истории китайских императоров. Спектакль захватил своим восточным колоритом, юмором, акробатическими танцами и театральностью. После представления новгородские зрители и гости фестиваля долго не хотели отпускать актера Йонг Фа со сцены.
Йонг Фа представляет пятое поколение мастеров-кукольников, перед тем как начать карьеру актера и режиссера в Страсбурге, он долгое время работал в Пекинской опере. Йонг Фа продолжает без устали оттачивать свое мастерство в изготовлении китайских кукол, обладающих высокими акробатическими возможностями, прыгающих и совершающих невероятные пируэты, демонстрирующих при этом связь с военными искусствами древнего Китая. Благодаря высокому техническому мастерству, Йонг Фай умеет точно выражать настроение, характер и чувства изображаемого персонажа, однако, не теряя чувства юмора и волшебства «оживления куклы».
Эльзасский театр юного зрителя – один из самых знаменитых театров Франции, открылся в 1974 году и известен не меньше, чем Национальный театр Страсбурга. В 1991 году открылся Центр искусства для детей и молодежи – театр объединяет классические традиции французского театра и современные технологии. Театр активно гастролирует, представляет на своей сцене фестивали, мастер-классы и проекты. В репертуаре театра есть спектакли для самых маленьких зрителей (18 месяцев) и в год его посещает 80.000 зрителей.
Завершился второй фестивальный день показом библейской истории о Каине и Авеле, которую представил в рамках «Царь-Сказки» Театр венгерского искусства движения (Будапешт). Этот постановку новгородские театралы особенно ждали, билеты на танцевальный спектакль были раскуплены, как только появились в продаже. Театр венгерского искусства движения был основан в 1995 г. танцовщиками Марком Фенивесом и Иштваном Палози. Они, используя традиции венгерского танца в сочетании с современным индивидуальным образом мыслей, ищут новые театральные формы выражения через искусство движения.
Многие зрители, пришедшие вчера на спектакль «Каин-Авель», видели на прошлом фестивале парадоксальную танцевальную постановку «Шляпа Каина», созданную по мотивам библейских мифов. С помощью пластики, танца, живого вокала была рассказана история двух людей: убийцы Каина, который убил камнем брата, и Моисея, который на камне начертал божественный закон «Не убий!». Эта работа венгерской театральной компании «Артус» (Будапешт) стала настоящим открытием VIII фестиваля «»Царь-Сказка» и оставила яркое впечатление у всех побывавших на этом спектакле.
В нынешнем году театральный фестиваль»Царь-Сказка» носит особый швейцарский характер. 23 апреля в 11.00 в рамках фестиваля «Царь-Сказка» открылся культурный проект «Швейцарский взгляд/Swiss look», который объединил три контрастных театральные постановки из Цюриха, Лугано и Шаффхаузена.
На открытии проекта «Швейцарский взгляд», посвященного театральному швейцарскому искусству, Генеральный Консул Швейцарии в Санкт-Петербурге Урс Штраузак выразил благодарность всем, кто помог в осуществлении швейцарского проекта, в том числе Комитету по культуре Новгородской области, Администрации Великого Новгорода и швейцарскому культурному фонду «Про Гельвеция». Кроме того, Урс Штраузак сказал следующее: «Прежде всего, я хочу сказать слова огромной благодарности директору фестиваля Надежде Алексеевой. Я знаю, что нам всем вместе пришлось приложить огромное количество усилий, чтобы проект состоялся. И сегодня я очень благодарен и горд за возможность представить на фестивале такие совершенно разные спектакли, которые откроют для новгородских зрителей и гостей фестиваля мир современного швейцарского театра . Я очень надеюсь, что наше сотрудничество будет продолжаться и на следующем фестивале мы опять будем все вместе».
Первый спектакль «Волк под кроватью» в рамках швейцарского проекта показала молодая труппа театра «Скарамуш» из небольшого швейцарского города Шаффхаузен. При создании постановки участники театрального коллектива предложили детям написать истории про персонажа всех сказок – волка. На основе этих рассказов-страшилок про волка, который страдает от голода и таится под каждой детской кроватью, и родился почти документальный спектакль о страхе и победе над сказочным персонажем. По словам режиссеров спектакля, театр «Скарамуш» просто мечтал приехать в Россию, так как действие спектакля происходит в глубокой тайге где-то в холодной России, где и живут все самые жуткие волки.
В этот же день, вечером 23 апреля в программе ОFF был показан спектакль «Сабина Шпильрейн» компании «Росси Руссиус и саксофон».
Спектакль «Сабина Шпильрейн» — монолог для актрисы и саксофона о драматической истории жизни и гибели необыкновенной женщины, русской ученицы Юнга и Фрейда, которая одной из первых начала заниматься детской психологией, изучением мифологии в контексте психоанализа и чья трагическая судьба объединила Швейцарию и Россию. Трагическую и страстную историю жизни знаменитой Сабина Шпильрейн разыграла на сцене Новгородской филармонии выдающаяся швейцарская актриса Грациелла Росси. Ее партнером в спектакле выступил известный швейцарский саксофонист Рафаэль Камениш, работающий в оркестре Цюриха. Во время спектакля музыкант играл на саксофоне, любезно предоставленным ему одним из новгородских музыкантов, так как собственный музыкальный инструмент Камениша не успевали вовремя доставить из аэропорта в Пулково к началу спектакля . Новгородские зрители с интересом отнеслись к постановке и оценили музыкальное сопровождение в исполнении Рафаэля Камениша, которое помогло восприятию театрального действа и создало особую атмосферу во время спектакля.
Завтра вечером, 25 апреля, Театральная компания Маркуса Зоннера, которая с успехом работает в жанре театральной клоунады и гротеска, покажет на сцене театра «Малый» спектакль «Ева&Адам» — свою версию библейского мифа о первосотворенных. В драматической и поэтичной истории первой человеческой семьи исследуется человеческая природа через взаимодействие трагичности и комизма. Ева и Адам, простодушные и счастливые, появляются в райском саду — в мире, где царствуют животные, роскошные растения и бескрайний небосвод. Разрешено все, кроме единственного яблока, и послушание — залог их бессмертия. «Любопытство, сила, воображение и нарушение табу — суть актерской природы. Актер всегда платит такую же цену, чтобы понимать правду», — говорит Маркус Зоннер. Маркус Зоннер, неизменный гость новгородского фестиваля «Царь-Сказка», который с аншлагами представлял на прошлых фестивалях блестящие спектакли «Одиссея» и «Ха-Хамлет».
Культурный проект «Швейцарский взгляд» проходит под патронажем Генерального консульства Швейцарии в Санкт-Петербурге и швейцарского культурного фонда «Pro Helvetia».
В новгородском фестивале «Царь-Сказка» впервые участвует вся Прибалтика. Четыре театра из Эстонии, Латвии и Литвы представляют на фестивале свои самые новые и интересные театральные постановки.
Хорошо знакомый для новгородцев Таллинский ВАТ-театр (Эстония) открыл театральную афишу фестиваля «Царь-Сказки» в воскресенье постановкой для детей «Маленькая Русалочка», которую хорошо приняли зрители.
Впервые в фестивале приняла участие Литва. 23 апреля на сцене Новгородского академического театра драмы был представлен новгородским зрителям и гостям фестиваля спектакль для детей «Йозеф Дармоедов». Эту веселую музыкальную сказку о семействе лентяев, которое отправляется искать счастья, привез на фестиваль Государственный Молодежный театр из Вильнюса, один из самых именитых литовских театров, где работал Эйдмундас Някрошюс. Художник создал на сцене красочный фольклорный мир литовских народных сказок — удивительные декорации сделаны из веревок и канатов, сплетены из сетей и полны многочисленных тайн. В спектакле много песен и танцев, что превратило постановку в настоящее увлекательное и веселое путешествие не только по сказкам Литвы, но и по ее истории, фольклору и народному колориту. Спектакль прошел на одном дыхании, в одном ритме и настроении со зрительным залом.
Латвия на «Царь-Сказке» представлена двумя театрами — Государственным кукольным театром (Рига) и Лиепайским драматическим театром.
Сегодня утром, 24 апреля, был показан милый и добрый спектакль для самых маленьких «Ежик в тумане» в постановке столичного рижского Театра кукол. Режиссер Марис Користинс объединил пять рассказов русского писателя Сергея Козлова о мечтательном Ежике и о его друге Медвежонке. Художница Илзе Витолиня, скульптор Марга Ауструма и композитор Унгарс Савицкис помогли режиссеру сохранить мягкий, лиричный, скрепленный добродушным юмором, взгляд на этические нормы человечества, через призму детских восприятий. По замыслу автора Ежик – это маленький или взрослый лирический мечтатель, он видит и чувствует сердцем то, чего глазами не увидишь. Спектакль был тепло принят юными новгородцами.
Вечером в четверг, 26 апреля, Лиепайский драматический театр из Латвии покажет недавнюю премьеру, созданную к столетию театра — спектакль «ЗА ЗАКРЫТОЙ ДВЕРЬЮ» по пьесе Ж.-П. Сартра. Это почти мифологическая история о том, как трое людей попадают в загробный мир, создана в жанре трагикомедии. Две женщины и один мужчина, оказавшиеся в преисподней то ссорятся, то выстраивают разносторонние любовные треугольники с меняющимся «центром тяжести». Им нужно приспосабливаться друг к другу, а это куда хуже физической пытки. Как говорит один из героев: «Ад — это другие», а Жан-Поль Сартр полагает, что один из кругов ада это ничто иное, как суд собственной совести.
Завершился первый фестивальный день показом в программе ОFF на сцене театра «Малый» спектакля «Воспитание Риты» Санкт-Петербургского театра юных зрителей им. А. А. Брянцева, постоянного участника фестиваля «Царь-сказка».
Спектакль «Воспитание Риты» по Расселу – парафраз «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Профессор английской литературы и решившая изменить свою жизнь разбитная 26-летняя парикмахерша, берущая у него уроки. Народный артист России Николай Иванов, известный зрителям по роли Ивана Савельева в кинофильме «Вечный зов», и Елизавета Прилепская представили острую психологическую драму, дебютную театральную постановку режиссера Анны Потаповой. Учитель и ученик: кто за кого несет ответственность? Всякое ли знание во благо? Да и стоит ли оно того, чтобы человек изменял самому себе? Непредсказуемые повороты сюжета, тонкий лиризм, остроумные диалоги и вдохновенная игра актеров покорили новгородскую публику и вызвали шквал аплодисментов в зрительном зале.
Напомним, что народный артист России, лауреат государственной премии СССР Николай Иванов является мастером нового театрального курса, набранного в 2005 году театром «Малый» и Новгородским театром драмы. Николай Иванов — один из ведущих мастеров петербургской театральной сцены, ученик Зиновия Корогодского, известный российский актер (снялся в более 20 фильмах, самые знаменитые из которых «Вечный Зов», «Россия молодая»).
Санкт-Петербургский театр юных зрителей им. А. А. Брянцева – один из старейших детских театров России. Он был основан в Петрограде в 1922 г. известным педагогом и режиссером, народным артистом СССР А. А. Брянцевым, который руководил театром четыре десятилетия. Основатель театра А. А. Брянцев разработал программу «театра особого назначения», главные положения которой актуальны и сегодня. ТЮЗ был задуман как театр трех поколений, а потому его репертуар вмещает в себя спектакли, интересные и детям, и подросткам, и молодежи. Художественными руководителями театра всегда были очень известные в театральном мире режиссеры. С 1969 по 1985 г. – Зиновий Корогодский, с 2002 г. по настоящее время – Григорий Козлов, лауреат Государственной премии. Постановки ТЮЗа, основанные на лучших произведениях отечественной и зарубежной классики, вошли в историю мирового театра.
Действие второго спектакля фестиваля «Царь-сказки» развернулось на сцене Новгородской филармонии. В сорок первый раз молодая актриса Алена Баркова пригласила зрителей в увлекательное путешествие в мир Льюса Кэрролла. Моноспектакль «Пикник с Алисой» создан по мотивам знаменитой книги «Алиса в стране чудес».
Зрители-туристы побывали на экскурсии по британской столице на чистом английском языке и на настоящем пикнике в Гайд-парке (меню для пикника: «Оранжевый сок», «Английски Зафтрак», «Английски Чай Питие с Английски Шоколад и Пиченем», «Спецальное Блюдо»). Работа актрисы — сплошная импровизация, так во время «театрального пикника» зрители с удовольствием завтракали, учили английские слова и вступали в диалог с «гидом». Вначале спектакля гид говорил на чистейшем английском, периодически щеголяя старательно произносимыми русскими словами. Но как только начался рассказ о «национальном достоянии» Англии — повести про Алису и её приключения — русский язык стал для прелестной англичанки словно родным. Молодая актриса нашла для каждого персонажа Страны чудес свою пластику и речевую манеру. Волшебные превращения происходили на глазах у зрителя — герои сказки общались, спорили; сюжет был виртуозно разыгран актрисой с помощью отточенной пластики и прекрасного владения языковой культурой. Мисс вдруг превращалась в Алису, потом на сцене суетился Кролик, вальсировал Чеширский кот, курила кальян Синяя Гусеница. Зрители с огромным интересом наблюдали за метаморфозами на сцене, а также за судьбой предметов из удивительного волшебного кофра для пикника, из которого во время спектакля извлекались: яица, скатерть, чашки, блюдца, стаканчики, ножи, ложки, термос, коробка для чая, коробка для печенья и шоколада, бутылка с апельсиновым соком, бутылка с настойкой боярышника, и даже мешочек, в котором хранится сахар.
«Пикник с Алисой» — это дипломная работа Алены Барковой, учившейся на актерском курсе Вениамина Фильштинского. Вместе с режиссером Юрием Васильевым, обратившись к знаменитой повести Льюиса Кэрролла, они сочинили веселую и жизнердостную историю, спектакль-экскурсию-урок с многочисленными персонажами и линиями действи. С октября 2006 года моноспектакль включен в репертуар в Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета.
Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета ведет свою историю от 19 ноября 1933 года. Здесь работали выдающиеся режиссеры и художники: Борис Сушкевич, Борис Зон, Николай Акимов. Сегодня Театр им. Ленсовета – один из самых любимых театров петербуржцев. В 1996 — 2006 годах театром руководил Владислав Пази. Человек высочайшей культуры, который расширил творческие возможности труппы, бережно сохраняя традиции театра. Спектакли театра стали участниками самых престижных российских и зарубежных фестивалей. В числе наград – высшие театральные профессиональные премии «Золотой Софит» и «Золотая Маска». Гастрольная карта театра – не только Россия, но и Франция, Германия, Италия, Израиль, Швеция, Швейцария, Польша, Чехия.
В воскресенье, 22 апреля, в Великом Новгороде стартовал IX Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка». Вице-мэр Великого Новгорода, председатель комитета по культуре Ольга Попова и Генеральный консул Швейцарии в Санкт-Петербурге Урс Штраузак на церемонии открытия фестиваля на сцене Новгородской филармонии поприветствовали и пожелали интересных театральных находок участникам и гостям фестиваля.
Неожиданным и ярким получилось начало фестиваля: cо сцены в зрительный зал под восторженные возгласы детей полетели оранжевые бумажные самолетики и разноцветные карамельки.
Открывал афишу фестиваля — детский спектакль «Маленькая Русалочка» ВАТ-театра из Эстонии. Этот театральный коллектив горячо любим новгородской публикой после предыдущих работ «Калевипоэг» и «Полет через океан», представленных на прошлых фестивалях «Царь-Сказка».
«Ради любви к литературы был основан наш театр, ради любви к сказки мы в третий раз приезжаем на фестиваль «Царь-Сказка», — такими словами начался показ пронзительной истории о Маленькой Русалочке, поставленной по мотивам одноименной сказки великого датского писателя Г.Х.Андерсена. Двое актеров Гармен Табор и Янек Джуст в образе волшебников с помощью с самых разных предметов из арсенала фокусников разыграли немного грустную сказку о любви и самопожертвовании. Спектакль шел на эстонском, но для лучшего восприятия театрального действа на экране, размещенном с одной стороны сцены, транслировался русский перевод. Особую роль в спектале играла музыка. Музыкант Риво Лааси с помощью шести инструментов (бас-гитара, свирели, гусли, металлический лист и др.) передавал многообразную гамму оттенков чувств и переживаний героев. ВАТ-театр интересно интерпретировал концовку сказки: Русалочка, дочь моря, в конце не умирает, а перерождается в дочь воздуха и получает шанс получить бессмертную душу и человеческое счастье через хорошие и благородные поступки.
Режиссёр-постановщик истории про Русалочку Ааре Тойкка объясняет выбор жанра: «Наш мир стал похож на сцену фокусника: любой может легко научится трюкам и выполнять их успешно в своей жизни, но мы склонны забывать, что в наших руках есть только одно настоящее волшебство, то которое совершает Русалочка. Нужно ли говорить, что это волшебство – самоотверженная любовь?!»
Независимый эстонский свободный театр «ВАТ» был создан 1 октября 1987. ВАТ-театр – маленький репертуарный театр, чьи спектакли посещают в год 25 000 зрителей. В плане театра есть спектакли для взрослых, детей и молодежи. Основной линией театра является минимализм. Принципом Ват-театра можно назвать грань эпического и физического театра. С 1999 года ВАТ-театр Форумгруп работает какВАТ-театр, используя технику Форумтеатра, созданную бразительским театральным новатором Аугусто Боалом. ВАТ-театр входит в Эстонскую Театральную Ассоциацию, Эстонский центр АССИТЕЖ, Эстонскую Неформальную Образовательную Ассоциацию Для Взрослых. ВАТ – театр поддерживает Министерство культуры Эстониии и Муниципалитет города Таллинна.
7 и 8 апреля в 13.00 Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» представляет новый спектакль для детей «Хома и Суслик. Великая Тайна». Основой спектакля послужили рассказы замечательного детского писателя Альберта Иванова о хомяке и его неразлучном друге суслике. Знаменитыми эти сказки сделали мультфильмы «Раз, горох-два, горох!», «Клетка» и др. Между прочим, историй о Хоме и Суслике написан более двухсот – театр отобрал лишь восемь рассказов для нового спектакля.
Эта веселая парочка проживает в самом настоящем лесу, полном страхов и приключений. Страх перед опасностью заставляет их смеяться, а новые загадки жизни – ссориться. Но все равно побеждает дружба – ведь, сколько в жизни любопытного, интересного: новый Трактор, который поселился на соседнем поле, Отражения, которые смотрят на друзей из воды, страшные истории, которые сочиняет Хома, и, конечно же, Рыболов на реке, который так красиво смотрит в речку…
Художник Игорь Семенов и режиссер Надежда Алексеева разработали пространство спектакля, где лес состоит из разноцветных гобеленов, а картина «Мишки в сосновом лесу» (2х3 метра) отсылает нас к лесным картинам и знакомым с детства фантикам от конфет. За время работы над спектаклем как в настоящей норе, в театре накопился запас орехов и был даже выращен чайный гриб, который очень любит один из героев Суслик. Новый спектакль рассчитан на малую сцену – когда зрители и актеры будут находиться в одном пространстве.
Сегодня студенты актерского курса НовГУ приняли участие в мастер-классе бельгийского актера и режиссера Шарля Корнета. Шарль Корнет работает в стиле «Грамоло» — невербальный театр, моноспектакли без использования текста. Он окончил театральную академию в Антверпене, создал свою театральную компанию, с которой объездил Южную Африку, Германию, Францию, Мексику. Сейчас Шарль Корнет работает в Антверпене, в «Центре мировых культур».
ВНИМАНИЕ! Всем, кто приобрел билеты на спектакль «СКАЗКИ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ» Российского Академического молодежного театра — произошла замена фестивальной площадки! Спектакли в 11.00 и 15.00 состоятся в ДК «Акрон» — а не на сцене Филармонии!
Администрация фестиваля приносит свои извинения зрителям.