12 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL официально завершил свою работу — церемония Закрытия прошла на сцене Новгородского театра для детей и молодежи «Малый». Свой выбор представило жюри молодых критиков, которые в течение пяти фестивальных дней обсуждали спектакли в рамках Международной лаборатории «Молодая критика-театральное будущее», которая является центральным фестивальным проектом. Проект проходит при поддержке Союза театральных деятелей России в рамках программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента Российской Федерации при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
По итогам лаборатории театроведы из Санкт-Петербурга, Москвы, Валмиеры (Латвия) и Варшавы (Польша) вручили собственный приз «Другой взгляд» спектаклю «Преступление и наказание» чешской компании «Нанохах» (Прага). Художественный руководитель фестиваля Надежда Алексеева поблагодарила Чешский центр в Москве и Министерство культуры Чешской республики за возможность встретиться с данной постановкой. Кроме того, Приз Партнера фестиваля — Центра развития туризма «Красная изба» достался швейцарскому театру «Пан» за спектакль «Тик, Так и застывшее время». «Красный приз» от «Красной Избы» традиционно вручается одному из лучших, по мнению партнеров, спектаклей фестиваля. Интересно, что театр «Пан» уже дважды является лауреатом фестиваля — в 2011 году они увезли в Швейцарию приз Молодой критики за спектакль «Маленький садик Гайа»
На церемонии Закрытия актеры театры «Малый» представили иронический дайджест практически всех фестивальных спектаклей — от испанского «Одиссея» до танцевальных эпизодов из «Преступления и наказания» чешского театра. Художественный руководитель фестиваля Надежда Алексеева выразила благодарность партнерам и спонсорам, благодаря которым состоялся большой культурный форум. Напомним, за пять фестивальных дней Великий Новгород встретился со спектаклями 14 стран мира – спектакли из Санкт-Петербурга, Красноярска, Великого Новгорода, Дании, Японии, Турции, Франции, Бельгии, Польши, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Швейцарии, Литвы, Чехии и Испании.
Генеральный партнер фестиваля — СБЕРБАНК РОССИИ
29 апреля 12 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» подойдет к финалу – за один фестивальный день будут представлены два спектакля. Свою недавнюю премьеру для маленьких зрителей покажет Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» — спектакль «Маленькие чувства» и испанский театр «Бамболина» из Валенсии с постановкой «Одиссей», где в кукольном исполнении прозвучит древний миф о скитаниях и поиске дома. Заключительным этапом фестиваля станет встреча критиков в рамках Международной лаборатории «Молодая критика – Театральное будущее», результат работы которой будет оглашен на церемонии закрытия в театре «Малый». В 18.30 состоится церемония Закрытия фестиваля в театре «Малый», где будет вручен Приз молодых критиков «Другой взгляд» самому интересному, по мнению молодых театроведов, спектаклю фестиваля. Кроме того, свой приз вручит и Партнер фестиваля — Центр развития туризма “Красная Изба” — Красный приз от «Красной Избы».
Напомним, «Царь-Сказка» в этом году представила за пять фестивальных дней широкий спектр театральных постановок из четырнадцати стран мира – от драматических до танцевальных, кукольных спектаклей, для самых маленьких и взрослых зрителей. На фестивале состоялся целый ряд специальных событий – лекции, мастер-классы, лаборатории, выставки, презентации. Генеральный партнер фестиваля – «Сбербанк России»
29 апреля в рамках фестиваля состоялась вторая встреча-дискуссия Международной Творческой лаборатории «Молодая критика – театральное будущее». 5 молодых критиков из 3 стран мира обсудили постановки двух предыдущих дней: 26 и 27 апреля.
На второй встрече было поднято множество вопросов, касающихся выразительных средств искусства театра: связь драматического и физического театров, «рифмы», созвучия между спектаклями, параллельного действия – на сцене и в зрительном зале, и многие другие. Отдельным пунктов прозвучала такая проблема, как неподготовленность к действия зрителя, особенно это касается жанра современного танца. Впереди – третий, заключительный этап работы Творческой лаборатории. Критикам предстоит сделать выбор, какой из всех представленных спектаклей получит Специальный приз от лаборатории — «Другой взгляд».
27 апреля в рамках XII международного фестиваля «Царь-сказка» в конференц-зале гостиницы «Садко» состоялась презентация XVIII Всемирного Конгресса театров для детей и молодёжи АССИТЕЖ и XVIII Международного фестиваля театров для детей и молодёжи КОРЧАК 2014.
Конгресс и Фестиваль проводятся каждые три года и собирают профессионалов театра для детей со всего мира. Среди целей Фестиваля: обмен театральным опытом, установление товарищеских связей, организация совместных проектов, дискуссий, семинаров и мастер классов. Презентация о деятельности Конгресса была представлена генеральным секретарём Международного фестиваля театров для детей и молодёжи КОРЧАК 2014 и членом исполнительного комитета АССИТЕЖ Войтек Фаруга
Уже около 40 лет Конгресс и Фестиваль объединяют современные театры с самых разных уголков мира. Особый пункт в театральной программе так называемый Inclusive theatrer: площадка для актёров с ограниченными возможностями, творческих коллективов заключённых, а также прочих социально исключённых групп населения.
Войтек подчеркнул, что все предоставленные площадки на время проведения Фестиваля становятся пространством для неограниченного творческого самовыражения детей. Они могут рисовать на стенах и коврах, посещать самые разнообразные мастер-классы. А специальное детское жюри даже учреждает свой приз лучшему спектаклю. В рамках Конгресса и Фестиваля встречи проводятся не только на театральных площадках: традиционное Party Beach в центре Варшавы всегда становится самым массовым мероприятием.
К участию в Конгрессе и Фестивале Войтек Фаруга пригласил и всех участников встречи: оргкомитет будет рассматривать заявки до конца мая.
Предпослений день 12 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival ставит своеобразный рекорд – 28 апреля состоятся семь спектаклей на трех театральных площадках. Швейцарский театр «ПАН» представит «Тик, так и застывшее время» на сцене Филармонии – спектакль проходит при поддержке Швейцарского совета по культуре «ПРО ГЕЛЬВЕЦИЯ» и расскажет маленьким зрителям о важности гармонии с природой, ценности жизни даже если она – маленькое семечко, из которого появится росток. На сцене театра «Малый», а вернее в фойе и белом шатре пройдет спектакль театра из Уэльса «Арад Гох» «Там, где танцуют листья». Именно для этого спектакля организаторам пришлось находить множество природных материалов, начиная от коряг, ветвей, шишек и заканчивая листьями, которые являются необходимым элементом спектакля для маленьких зрителей. Продолжит фестивальную программу Вильнюсский театр «Леле», который привозит из Литвы спектакль «МЕТЕО», экспериментальную кукольную постановку, посвященную разнообразным природным явлениям – от снега до дождя. Стоит отметить, что у себя на родине спектакль уже получил «Золотой крест», аналог российской «Золотой маски». Завершит день спектакль из Чехии театра «НАНОХАХ» (Прага) – «Преступление и наказание», в исполнении танцовщика и музыкантов Пражской консерватории. Новый виток фестивальной лаборатории и обсуждения молодых критиков также являются частью фестивального дня – специалисты международной лаборатории «Молодая критика – театральное будущее» продолжают анализировать явления и события фестивального процесса «Царь-Сказки».
26 апреля в 17:00 в рамках XII Международного театрального фестиваля «Царь-сказка» на сцене театра «Малый» состоялся спектакль «Анжиолина Неролива» театральной компании «C.IE QUELLE HISTOIRE!» из французского города Нантер Великий Новгород и Нантер являются городами-побратимами – своеобразный театральный подарок от французского города сегодня получили новгородцы.
Своё имя постановка получила в честь главной героини — юной Анжиолины, которая на глазах зрителей становится частью общемировой мифологической традиции поиска счастья. В тихом сельском местечке крестьянско-патриархального юга Италии молодая швея (La couturiиre) и её бабушка донна Кончетта жили и трудились спокойно, но до тех пор, пока от старших братьев Анжиолины не пришло письмо с приглашением приехать в большой северный город
Первые иллюзии были утрачены уже на перроне главного вокзала: небо — серое, дома — серые, люди — серые… Правда, со временем она привыкает и к оглушительному гулу швейных машинок, и к суете бесцветных людей-теней, — она взаимно влюбляется в простого и доброго парня.
К сожалению, не проходит и недели, как старшие братья — ревнители чести семьи — узнают о тайном романе и увозят голубоокую красавицу Анжелину обратно на благодатный и скучный Юг. Но что за миф о счастье без счастливого конца? Конечно же влюблённые под конец постановки вновь обретут друг друга!
Основной особенностью для восприятия этого спектакля русским зрителем явился язык — французский, а временами и итальянский. Правда, через десять минут начинаешь привыкать к одномоментному усвоению субтитров и тому, что происходит непосредственно на сцене.
Особой образностью обладает французский язык — именно он содержит в себе самые искусные слова любви; в то же время нельзя найти ничего схожего с непосредственностью, экспрессивностью, энергией итальянской народной музыки. На протяжении всего представления Дебора Ди Джилио и Тициана Валентини (которые, к слову, исполняли роли не менее 10 разных персонажей одновременно) пели мелодичные канцоны, горланили народные песни, танцевали вальсы и антистрессовые гопаки.
Выразительная актёрская игра подчёркивается популярным ныне жанром «сторителлинга», по-другому — процесса рассказывания истории. Образ формируется за счёт ассоциативного багажа зрителя с помощью намёков и акцентов на общечеловеческие ценностные системы координат. В этом смысле слегка концентрированный миф о счастье провинциальной послевоенной Европы весьма благодатная почва для роста на ней такого жанра, как сторителлинг, который предполагает активную образную коммуникацию между источником мифа и его потребителем.
Сегодня мы выяснили, что новгородская публика не хуже любой другой считывает иноземные социокультурные коды, даже несмотря на стремительные субтитры. Кажется, что если бы их не было вовсе — всё и так было бы ясно.
26 апреля — начало «лабораторных опытов» фестиваля, сегодня состоялось открытие международной творческой лаборатории «Молодая критика – театральное будущее». Молодые театральные критики из Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы (Польша) и Валмиера (Латвия) обсудили постановки первого фестивального дня. Формат лаборатории – живой диалог, дискуссия не только между критиками, но и вовлечение в неё всей аудитории.
По итогам лаборатории молодым театральный экспертам предстоит присудить приз «Другой взгляд». О том, как работают молодые критики и трудно ли международной команде прийти к общему мнению рассказал Алексей Гончаренко, модератор лаборатории, кандидат искусствоведения, член Комиссии по исследованиям Международного союза деятелей театра кукол, главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ.
— У меня сложились самые приятные впечатления от начала работы лаборатории. Для критиков это очень сложный опыт, но они смело взялись за дело. У каждого из них уже сейчас есть своя ведущая тема исследования, и они вырабатывают своё направление, о котором будут писать в дальнейшем.
— В чем ценность подобного лабораторного опыта?
— Во-первых, познакомиться с коллегами, узнать разные мастерские, которые часто довольно закрыты, а здесь у них есть возможность столкнуться с разными мастерскими в диалоге. Во-вторых, получить опыт общения через переводчика, научиться несколько иначе выстраивать свою речь. В-третьих, научиться говорить «в лицо» создателям спектакля то, что они думают о постановке. Тут важно соблюсти границу: не перехвалить и не обидеть, и это, мне кажется, самая важная школа для них.
В ходе обсуждения было затронуто огромное количество вопросов: теряется ли композиция действия за режиссёрскими находками, как сделать постановку максимально разноплановой, как уйти от простого пересказа текста, не потеряв при этом в выразительности.
Обсуждение затрагивало первые спектакли фестиваля – «Кориолан» японского театра «Читен», «Чук и Гек» петербургского театра Melting Point, «Конек-Горбунок» Красноярского театра драмы, «О Боги!» датского «Теллинг театра» и «Первая любовь» Городского театра Эскизехира.
В Великом Новгороде открылся 12 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка». 26 апреля второй фестивальный день можно смело назвать днем Франции – новгородский зритель увидит сразу два спектакля из французских городов Нантера и Орильяка, которые стали частью программы при поддержке Французского Института в Санкт-Петербурге. Спектакль «Анжиолина Неролива» — продолжает культурное сотрудничество городов побратимов – Новгорода и Нантера и представляет талантливый дуэт Деборы ди Джилио и Тицианы Валентини, которые создают романтическую историю девушки из рабочей семьи в поисках счастья в городе послевоенной Италии. Новгородский театр «Малый» пригласил спектакль в программу после гастролей новгородцев в Нантере. На ночном показе в 21.00 зрители познакомятся с другой выдающейся французской компанией – «Вендетта Матеа и Ко» со спектаклем «Человекозверь», который критики называют одним из самых ярких спектаклей в жанре современной хореографии и первая российская премьера состоится именно в Великом Новгороде.
В этот же день начинается старт проектов специальной программы фестиваля – международная лаборатория «Молодая критика – театральное будущее», которая проходит при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации в рамках программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента Российской Федерации при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Молодые театроведы из Москвы. Санкт-Петербурга, Варшавы (Польша), Валмиеры (Латвия) будут обсуждать театральные спектакли фестиваля, дискутировать на темы современного театра и исследовать новые театральные тенденции под руководством театрального критика Алексея Гончаренко (Москва).
Кроме того, за один фестивальный день «Царь-Сказка» представит спектакль из Турции «Первая любовь» Городского театра Эскизехира, построенного из детских воспоминаний о самом первом чувстве, которое рождается в душе ребенка, а также постановку танцевальной компании «Невский проспект» из Бельгии (Гент) с собственной хореографической версией переосмысления шексировского «Макбета». Постановка «М van Макбет» посвящена миру современного подростка, который проводит параллели с борьбой за власть шотландского полководца и подросткового самоутверждения за счет проявления силы и агрессии.
25 апреля открывается 12 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка», который пройдет в Великом Новгороде с 25 по 29 апреля. Одними из первых на фестиваль прибыли гости из Японии, для которых фестиваль «Царь-Сказка» — возможность представить свою версию шекспировского «Кориолана». Режиссер Мотои Миура один из ведущих современных режиссеров Японии известен своими неожиданными трактовками классических произведений, успешно сопрягая традиционную культуру японского театра и современные европейские веяния, среди его работ «Дядя Ваня» и «Чайка», «Кориолан» же – первое обращение к Шекспиру, созданное с ярким колоритом и неожиданным решением известной трагедии. В первый фестивальный день для детей дикий север откроет Независимое театральное товарищество «Точка кипения» из Санкт-Петербурга со спектаклем «Чук и Гек», романтической и смешной историй по мотивам Аркадия Гайдара. Ностальгические нотки здесь удачно сочетаются с духом приключений и азарта, которым отмечены все игры мальчишек – маленькие зрители отправятся вслед за папой-геологом в исследование северных широт. Эстафету подхватит Красноярский театр драмы имени Пушкина – в свой первый визит на «Царь-Сказку» театр привозит сказку «Конек-Горбунок», выполненную с большой любовью и музыкальностью – поэтическую историю Ершова здесь рассказывают в цветном лоскутном мире русской сказки, где с живой музыкой и большим юмором рассказывают историю о дружбе и волшебстве. Официальным открытием фестиваля станет сцена хозяина фестиваля — Новгородского театра для детей и молодежи «Малый», где в 19.00 состоится Официальное открытие фестиваля и начнется японский спектакль «Кориолан».
На фестивале в этот раз присутствуют гости из Латвии, Польши, Лихтенштейна, Южной Кореи, Сербии, Турции и других стран мира. Впервые фестиваль посетили театры Японии, Бельгии, Турции и Великобритании. Фестиваль ставит своеобразный рекорд – в один из дней состоится семь спектаклей на разных театральных сценах. Подробности в он-лайн дневнике фестиваля на официальном сайте www.kingfestival.ru Генеральный партнер фестиваля — Сбербанк России
Спектакль Новгородского театра для детей и молодежи «Малый» по пьесе Хольгера Шобера «МОЯ МАТЬ МЕДЕЯ» вошел в специальную программу Российской Национальной театральной премии и Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», который пройдет в Санкт-Петербурге с 18 по 24 апреля в юбилейный десятый раз. Спектакль режиссера Надежды Алексеевой будет показан 19 апреля в одной из гимназий Санкт-Петербурга, а также пройдет в театре «Зазеркалье». Проект представит опыт исследования театрального направления «Театр в классе», в котором спектакль покидает сценическое пространство и играется в условиях школьной или университетской аудитории.
Греческая легенда о Медее, которая брошена героем Ясоном ради новой семьи, превращается в современную молодежную драму, в которой главными действующими лицами становятся дети Медеи, подростки Эриопа и Поликсен, чьи родители – звезды, «медийные лица». Но при этом детям звезд уготована судьба эмигрантов и вечных иностранцев, меняющих города и школы, всегда вынужденных бороться за место под солнцем. Удачное сочетание нового ракурса мифологического сюжета и драмы новой волны делает пьесу остросоциальной, поднимающей вопросы насилия и толерантности, проблемы развода родителей и самоутверждения в школе.
В Великом Новгороде спектакль играется с успехом в различных школах и гимназиях. Для актеров Кристины Машевской и Алексея Коршунова это будет первый визит на «Арлекин». В 2008 году Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» был удостоен четырех наград фестиваля в различных номинациях, в том числе за лучшую режиссеру и актерский ансамбль со спектаклем «Принц и дочь великана».
Напомним, конкурсная программа составлена Экспертным советом «Арлекина» из лучших российских спектаклей для детей — в фестивальной афише восемь спектаклей, среди которых постановки из Кемерово, Ханты-Манийска, Красноярска, Тюмени и других городов России.
ia
Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» открывает официальную продажу билетов на спектакли 12 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival, который пройдет в Великом Новгороде с 25 по 29 апреля. Фестивальная программа охватывает сразу три театральные сцены – спектакли идут на сцене Филармонии, Новгородского театра драмы и организатора фестиваля, Новгородского театра «Малый». Фестиваль проходит при поддержке Программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента РФ и при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Российского национального центра АССИТЕЖ, Администрации Великого Новгорода.
Фестиваль, ставший самым крупным театральным проектом Великого Новгорода, проходит раз в два года и собирает лучшие театральные постановки России, Европы и Азии в области драматического театра, современной хореографии и кукольного театра. В этом году программа, посвященная мифологическому репертуару на сцене, представляет спектакли для зрителей всех возрастов. Несколько стран будет впервые представлены в афише «Царь-Сказки» — это Япония (театр «Читен», Киото), Бельгия (танцевальная компания «Невский проспект»), Турция (Городской театр Эскизехира) и Великобритания (театр из Уэльса «Арад Гох»).
За пять фестивальных дней новгородский зритель увидит 23 спектакля. В насыщенном графике фестивальных спектаклей — 14 стран мира, постановки из России, Дании, Японии, Турции, Франции, Бельгии, Польши, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Швейцарии, Литвы, Чехии и Испании. Кроме того, Новгород посетят представители фестивалей из Южной Кореи, Финляндии, Австрии, Латвии, Германии, Лихтенштейна, Сербии, Эстонии, Испании.
Подробная программа фестиваля выложена на официальном сайте www.kingfestival.ru