Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» завершил Восьмой фестиваль и благодарит всех тех, кто был его гостем и зрителем. И организаторы выражают признательность всем, кто помог сказке стать былью.
Официальная связь фестиваля – «Индиго GSM»
Официальная минеральная вода фестиваля – «Серебряный родник»
При поддержке: компания «НОВГОРОДРЕГИОНГАЗ», «НОВГОРОД ДЕЙТАКОМ», Филиал «Новгородский ОАО «Промышленно-строительного банка», компания «Мегафон», ОАО «Новгородэнерго», ООО «АМКОР-РЕНЧ НОВГОРОД», АО «ЛАКТИС», АО «ПРОЛЕТАРИЙ», ООО «Новгородский Бекон», ООО «Н-Фрут», Потребительский Кооператив «Общедоступный Кредит», ЗАО «Гвардеец», ООО «Новгороднефтепродукт», компания «Нефтезаводмонтаж», СПТО «Новгородсетьстрой», ООО «Феррум», ТСОО «Дано», Торговая компания «Гулливер», ООО «Автоплюс», АОЗТ «ФФФ», ООО «БРИГ», ООО «Фаворит», ООО «Хантер», гостиница «Садко», магазин “LA DANZA”, ТУ СЗФ ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», фирма «Новгородский Технопарк», магазин «Тракт», ЧП Филиппов, ООО «Астра», магазин «Золотая Чашка».
Лучшие кадры фестиваля – магазин «Мир Фото»
Информационная поддержка: НГТРК «Славия», «Русское Радио – Великий Новгород», газета «Новгородские ведомости»
В четверг, 28 февраля, в Великом Новгороде завершился Восьмой Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка».
Торжественная церемония закрытия состоялась в Новгородском театре для детей и молодежи «Малый».
На закрытии фестиваля международное жюри наградило самые выдающиеся постановки фестиваля в 6 номинациях, в том числе «За лучший спектакль фестиваля».
В нынешнем году возглавила жюри фестиваля театральный критик, специалист Венгерского театрального музея и Института в Будапеште Андрея Томпа.
Кроме того, в состав жюри входили известные театральные критики, актеры и режиссеры из России, Венгрии, Латвии, Швеции и Эстонии: Нина Карпова (театральный критик, Москва), Елена Горфункель (театральный критик, Санкт-Петербург), Аллан Кресс (организатор Международного фестиваля детских театров фестиваля «Банановая рыбка», Эстония), Эдит Лещински (театральный критик (Латвия) и Бенгт Андерсон (режиссер театра «ТРЭ», Швеция).
Награды распределились следующим образом: «За многообещающую режиссуру» был награжден спектакль «Начало. Рисунок первый» (режиссер Наталья Лапина, Санкт-Петербургский ТЮЗ).
Отмечен также «За сохранение традиций Зиновьева Корогодского» Театр Поколений (Санкт-Петербург) за постановку «Песни Западных славян».
В номинации «За расширение театральных границ» приз получил «5000 любовных писем» (швейцарский проект Матса Штауба и Барбары Пулли, представляющий собой уникальную коллекцию писем-объяснений в любви на немецком и русском языках, собранных в аудио-баре).
Жюри также наградило и хозяина фестиваля – Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» — «За уникальную интерпретацию «Сказки про Красную Шапочку» (режиссер Надежда Алексеева).
Театральные критики, входящие в состав жюри, особенно отметили уникальный спектакль «Шляпа Каина» венгерской театральной компании «Артус» (Будапешт), созданный по мотивам библейских мифов. Эта постановка, впервые представленная в России именно на новгородском фестивале, в номинации «За оригинальный театральный язык» также получила приз фестиваля.
Главный приз «Лучший спектакль фестиваля» достался Эстонскому ВАТ-театру (Таллинн) за постановку «Калевипоег». Это — эстонский национальный эпос, поставленный режиссером Маркусом Зоннером (Лугано, Швейцария).
Напомним, что на Восьмом Международном театральном фестивале «Царь-Сказка» были представлены на нескольких сценических площадках города четырнадцать театральных спектаклей в жанре мифа, библейской истории, легенды, эпоса, сказки, социокультурной фантастики из Латвии, Эстонии, Испании, Швейцарии, Венгрии, Сербии и Черногории и России.
В программе Off были продемонстрированы спектакли, созданные вне жанра сказки: проект «5000 любовных писем» Матса Штаубса и Барбары Пулли (Цюрих, Швейцария) и уникальный национальный спектакль «Немой жених» (Валмиерский драматический театр (Латвия), созданный известным режиссером Феликсом Дейчем по пьесе латышского классика Рудольфа Блауманиса на основе фольклора и традиций Латвии.
Хозяин фестиваля – Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» представил на фестивале три спектакля в фестивальной программе: «Лабиринт», «Сказка про Красную Шапочку», а также последнюю премьерную театральную постановку «Танатос».
Кроме того, в рамках фестиваля «Царь-Сказка» работала практическая творческая лаборатория – «Современный опят постановки сказки на театральной сцене России и Европы».
Отметим, также что все театры-участники Восьмого международного театрального фестиваля «Царь-Сказка» получили памятные символы и награждены различными призами.
Символом фестиваля является «Царь-Птица», держащая в руках маску комедии и трагедии. В нынешнем году образ Птицы запечатлен на красной глине, которую заключили в специальную рамку, подобно бабочке под стеклом.
Кроме того, каждый театр-участник получил фарфоровые скульптуры новгородских церквей, которые специально разработал для фестиваля АО «Пролетарий», лучшие театры — особые фарфоровые награды.
Показом спектакля «Немой жених» Валмиерского драматического театра (Латвия) завершилась программа Off, проходившая в рамках фестиваля «Царь-Сказка». Кроме того, именно эта театральная постановка завершила фестивальную программу «Царь-Сказки».
Самобытный национальный спектакль «Немой жених», созданный известным режиссером Феликсом Дейчем по пьесе латышского классика Рудольфа Блауманиса на основе фольклора и традиций Латвии, был по достоинству оценен новгородскими зрителями.
Театральная постановка «Немой Жених» — как чистейшая осуществленная высота, которая предвещает рождение любви в сердцах двух молодых людей: Марии и Яниса. Любовь приходит к ним как осторожное чудо, как свет и восхищение, которое обещает исполнение желаний и счастье жизни, потому что нет никаких границ человеческой душе. Спектакль Дейча также можно воспринимать как ритуал, универсальную модель жизни, которая никогда не заканчивается, а только преображается, снова и снова продолжая время.
Напомним, что «Немой Жених» — роман известного латвийского писателя Рудольфа Блауманиса, написанный в 1907 году, а режиссер Феликс Дейч — самый интересный интерпретатор Блауманиса в латвийском театре в течение последних десяти лет.
Театр Драмы г. Валмиера — один из трех профессиональных театров в Латвии, который расположен вне пределов столичной Риги. Это — региональный театр, представляющий качественное современное искусство и культуру для жителей всей области Видземе.
Программа Off на фестивале «Царь-Сказка»– это экспериментальная программа, в которую входили наиболее интересные спектакли, созданные вне жанра сказки, но являющиеся яркими событиями современного театрального искусства.
В программе Off был также показан проект «5000 любовных писем» Матса Штаубса и Барбары Пулли (Цюрих, Швейцария), представляющий собой уникальную коллекцию писем-объяснений в любви на немецком и русском языках, собранных в аудио-баре, где по желанию зрителя выбирается любовные истории от 1901 года до переписки по Интернету 2004 года.
В проекте «5000 Liebesbriefe» использованы письма «обыкновенных» людей из «Цюрихского архива любовных писем», собранного германисткой Эвой Лиа Висс. В закрытом архиве, создание которого началось в 1997 году и не закончено по сей день, находятся более пяти тысяч любовных писем, начиная с конца 19-го века по наши дни, влюбленных в возрасте от 12 до 74 лет.
Для проекта были отобраны письма 80-ти пар, которые читают актеры театра Ноймаркт (19 женщин и 24 мужчины, в возрасте авторов, читаемых ими писем).
Отметим, что специально для гастролей в России были переведены и заново записаны письма 37 пар, также проект был дополнен подлинными русскими любовными письмами.
На сцене Новгородского театра для детей и молодежи «Малый» прошло веселое театральное представление для самых маленьких «Клаксон и ластик. Безумный день».
Это музыкальное шоу для детей и их непослушных родителей в исполнении двух актеров: Олега Шапкова и Льва Харламова, создателей Театра одновременной игры «Zоопарк». «Играть можно где угодно, во что угодно и когда угодно. Главное – с Кем!», — уверены Клаксон и Ластик.
Главные герои нового проекта для детей — Клаксон и Ластик. Необычные имена и необычные персонажи — залог успеха у юных зрителей.
«Клаксон и Ластик» — проект для детей от 3-х до 13-ти лет (проверенно на детях разного возраста), будет небезынтересен и взрослым. Включает в себя оригинальные авторские, современные, смешные песни-игры и скетчи Клаксона и Ластика, на самые разные темы – своего рода «безумный день» — от утренней зарядки до сказки и колыбельной.
Кто же они такие – Клаксон и Ластик? Это – детская фантазия, которая существует вопреки взрослым законам.
Клаксон и Ластик никого ничему не учат, они познают мир, открывают в процессе игры мир, в том числе, вырабатывая для себя моральные принципы. Вообще, основная задача проекта – это показать ребенку разные ситуации отношений между людьми, подтолкнув, направив к определенным выводам морально-этического характера.
Премьера театрального представления состоялась 13 февраля 2005 года. Кроме сценической, существует аудио-версия, выпущенная на CD.
Театр одновременной игры «Zоопарк» основан в 2003 году в Нижнем Новгороде двумя актерами (Олегом Шапковым и Львом Харламовым) для независимой реализации театральных проектов. На сегодняшний день в репертуаре театра два спектакля для взрослых: «Что случилось в зоопарке?» Э. Олби, «Татарин маленький» А. Пояркова, а также мюзикл для детей «Клаксон и Ластик».
Театр «Zоопарк» — победитель нижегородских и российских фестивалей («Премьера сезона», «Школа современного театра», «Камерата») и премии Нижнего Новгорода.
Свое театральное мастерство показали на фестивале «Царь-Сказка» актеры испанского проекта «Magic Net».
Показы спектакля «Жаждущий поэт» в поставке режиссера Агустина Иглесиаса прошли на сцене Новгородской Филармонии.
Этот спектакль — сатирический миф. Его драматургия основана на структуре замечательных сказок. Фоном для приключений героя служит социополитическая история 20-ого столетия. Текст разделен на пятнадцать сцен, каждая из которых соответствует году или нескольким годам прошлого столетия. История начинается в 1939 г., а заканчивается в 1985. Каждая сцена – глава из жизни и новый шаг в ритуале инициирования европейского коллектива.
Это — история молодого европейца. Это — история героя, связанная с общемировой историей. Это — история рождения поэтического таланта и поэта, жаждущего поиска и знания.
Спектакль «Жаждущий поэт» на международном фестивале «Царь-Сказка» состоялся при поддержке Министерства культуры Испании и JUNTA DE EXTREMADURA.
Венгрия открыла в рамках международного театрального фестиваля «Царь-Сказка» новую сторону современного венгерского театра – визуально-пластический театр.
Сегодня вечером новгородцы увидели уникальный спектакль «Шляпа Каина» венгерской театральной компании «Артус» (Будапешт), созданный по мотивам библейских мифов .Эта театральная постановка впервые представлена в России именно на новгородском фестивале «Царь-Сказка».
Спектакль, соединяющий в себе танец, визуальные и музыкальные элементы. Движение-танец, танец, становящийся искусством, поэзия тела, театр мыслей.
Театральная постановка «Шляпа Каины» прошла на сцене Новгородского Академического тетра драмы имени Ф.М.Достоевского и была рассчитана на небольшое количество зрителей.
Для лучшего восприятия спектакля импровизированные места для около 150 новгородских зрителей были созданы прямо на сцене.
Театральная компания «Артус» (Будапешт) была основана в 1985 году Габором Годой. Созданный изначально как театр танца, «Артус» соединил элементы визуального искусства и новые технологии последних лет в своих постановках. Руководствуясь движением, визуальными и музыкальными элементами, спектакли создают не повествовательный театр, но развиваются вокруг центральной темы мотива, как паутина ассоциаций, в которых свободно играют актеры. Театр при помощи разной танцевальной техники, от абстрактного танца до совместного выступления танцоров и актеров, ищет всевозможные формы выражения.
На сегодняшний день «Театральная компания Габора Годы «Артус» активно гастролирует по миру, представляя свое искусство современного танца на фестивалях от Эдинбурга до Нью-Йорка.
Отметим, что венгерский театр редкий гость в России, но «Артус» — один из высочайших современных его образцов.
Напомним, что представитель Венгрии театральный критик Андреа Томпа является модератором театральной лаборатории «Современный опыт постановки сказки на театральной сцене России и Европы», в которой принимают участие театральные критики, режиссеры, актеры, журналисты России и Европы, а также Андреа Томпа входит в состав международного жюри фестиваля «Царь-Сказка».
Организатор фестиваля «Царь-Сказка» Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» показал новгородцам, гостям фестиваля и членам международного жюри три своих спектакля «Лабиринт», «Сказка про Красную Шапочку», а также последнюю премьерную театральную постановку «Танатос».
Спектакль «Лабиринт (Баллада о Минотавре)» в постановке швейцарского режиссера Кирилла Тиссо и художника Максима Бови театр «Малый» представил в рамках культурного проекта «Швейцарская Линия».«Лабиринт» – это история античного мифа в переложении швейцарского классика Ф. Дюрренматта. Новелла известного швейцарского классика Дюрренматта прежде никогда не была представлена на российской сцене.
Театральная постановка «Танатос» (последнее путешествие) по мотивам греческих мифов — последняя премьера театра «Малый». Режиссер Надежда Алексеева и художник Игорь Семенов обратились к мифическим легендам о боге смерти Танатосе, который является к человеку, чтобы перенести его к порогу загробного мира. Спектакль «Танатос» — это путешествие в жизнь, где есть немного любви, немного печали, немного сострадания.
В рамках фестиваля также был показан спектакль, рассчитанный на самых маленьких, — это театральная постановка «Сказка про Красную шапочку» по мотивам истории Шарля Перро. История про девочку в Красной шапочке специально создана для маленьких зрителей, которые впервые открывают для себя мир театра.
Российский молодежный театр представил на сцене Новгородского академического театра драмы имени Ф.М.Достоевского спектакль «Тень» по пьесе Евгения Шварца.
Интерпретация широко известной сказки режиссером Юрием Еремином нашла отклик у новгородского зрителя.
Актеры этого театра разыграли на сцене историю о том, что у каждого человека есть тень, но не от всякого она уходит. Почти реальная история о предательстве и дружбе. Спектакль как зеркало или как дверь, которая открывает то, что мы скрываем, прячем подальше, закрываясь масками повседневности. В спектакле тесно переплетены черное и белое. И зрителю остается понять, какую сторону выбирает он – сторону Тени или Ученого.
Российский Молодежный театр основан Народной артисткой СССР, лауреатом Государственных премий СССР Наталией Сац в 1921 году. Название Центрального Детского театр получил в 1936 году, вместе с помещением, в котором существует до сих пор. Центральный детский притягивал самых талантливых, смелых, ищущих людей.
В этом театре начинал О.Ефремов и родился новый драматург В. Розов.
С 1992 года театр носит название Российского Молодежного. Театр экспериментирует с новыми формами, не забывая традиций школы Станиславского. Репертуар строится на литературных сказках и фольклоре, на классике, отечественной и зарубежной и, обязательно на современной драматургии.
Для театра чрезвычайно важна художественная искренность, считает художественный руководитель театра, народный артист России, лауреат Госпремии России, Лауреат премии Москвы Алексей Владимирович Бородин, уже 20 лет возглавляющий коллектив.
Театры-участники Восьмого международного театрального фестиваля «Царь-Сказка» получают памятные символы и награждаются различными призами.
Символом фестиваля является «Царь-Птица», которая держит в руках маску комедии и трагедии. Каждый год символ видоизменяется при помощи новгородских художников, так раньше это была бронзовая статуэтка Царь-Птицы, затем Птица, созданная на бересте.
В нынешнем году образ Птицы запечатлен на красной глине. Все театры-участники фестиваля получают памятный знак в специальной рамке, где Птица расположена подобно бабочке под стеклом.
Кроме того, каждый театр получает фарфоровые скульптуры новгородских церквей, которые специально разработал для фестиваля АО «Пролетарий», лучшие театры — особые фарфоровые награды.
Отметим также, что некоторые новгородские компании намерены сделать отдельные награды фестиваля для особо понравившихся театров или актеров.
Решение о награждении спектаклей или актеров будет приниматься советом международного жюри, которое объединяет известных театральных критиков, актеров и режиссеров из России, Венгрии, Латвии, Швеции и Эстонии.
Состоялся фестивальный показ одного из самых интересных на фестивале «Царь-Сказка» спектаклей — представление «Грани» сербского кукольного театра «Пиноккио» (Белград, Сербия и Черногория) в постановке режиссера Драгослава Тодоровича.
В Белграде театр играет для взрослого зрителя, так как представляет спектр различных техник кукольного театра, сложных для восприятия детьми: куклы-марионетки, куклы-перчаточные, теневой театр, театр неоновый, куклы огромные и куклы с ладонь. Спектакль как головоломка, каждый раз отражающий новую грань человеческой жизни: свидание, рождение ребенка, расставание. При помощи кукол авторы хотят отразить очень взрослые проблемы жизни, поменяться местами с куклой и влюбиться в куклу, при помощи света и теней родить новый мир без конфликта и насилия.
Спектакль «Грани», используя различные техники современного кукольного театра и художественную выразительность, рассматривает проблему отношений между кукольником и куклой.
Тонкая линия между создателем и тем, в кого он вдыхает жизнь стирается, кукольник с марионеткой как будто меняются ролями. Марионетка больше не просто оживший персонаж, она обретает черты индивидуальности, а с другой стороны – кукловод теряет все признаки мыслящей личности и становится всего лишь оживленной механической игрушкой.
«Хороший, Плохой, Марионетка» — один из этюдов проекта «Грани», участвовал в международном передвижном фестивале «Petit, Petit, Petit» от Грузии до Франции. Спектакль с большим успехом был представлен в Грузии, Армении, Турции, Греции, Сербии и Черногории, Хорватии, Словении, Италии, Корсике, Бельгии.
«Грани» также участвовали в международном Фестивале «Карагоз» в Бурсе (Турция).
Театр «Пиноккио», созданный когда-то труппой из трех актеров, ныне имеет собственное здание, большой коллектив, международное высокое признание. Это единственный и самый первый кукольный театр сербской столицы, который объездил всю Европу со своими уникальными постановками.
В репертуаре театра более тридцати спектаклей и они практически ежедневно идут как на домашней сцене, так и на других площадках. Сегодня театр «Пиноккио» насчитывает 26 работников, выпускает 5 премьер каждый год и показывает приблизительно 250 спектаклей ежегодно.
В рамках фестиваля «Царь-Сказка» завершил свою работу проект «Швейцарская Линия».
Культурный проект «ШВЕЙЦАРСКАЯ ЛИНИЯ», объединил три постановки на фестивале «Царь-Сказка», в которых отражены грани швейцарского театра не только в самой Швейцарии, но и за ее пределами.
Швейцарский проект Матса Штауба и Барбары Пулли «5000 любовных писем»(Цюрих) представил уникальную коллекцию писем-объяснений в любви на немецком и русском языках, собранных в аудио-баре, где по желанию зрителя выбирается любовные истории от 1901 года до переписки по Интернету 2004 года.
Премьера «5000 любовных писем» состоялась в театре Ноймаркт, Цюрих, в феврале 2004 года. Письма, использованные для проекта, предоставлены «Цюрихским архивом любовных писем», созданного для научных целей и насчитывающего более 5000 любовных писем из Швейцарии и Германии.
Отметим, что специально для гастролей в России были переведены и заново записаны письма 37 пар, также проект был дополнен подлинными русскими любовными письмами.
Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» представил в рамках «Швейцарской Линии» спектакль «Лабиринт (Баллада о Минотавре)» в постановке швейцарского режиссера Кирилла Тиссо и художника Максима Бови – история античного мифа в переложении швейцарского классика Ф. Дюрренматта.
Новелла известного швейцарского классика Дюрренматта прежде никогда не была представлена на российской сцене.
Эстонский ВАТ-театр (Таллинн) показал новгородской публике спектакль «Калевипоэг». Фантастический эстонский национальный эпос был рассказан четырьмя талантливыми актерами ВАТ-театра как большая игра фантазия, комедия, полная юмора и поэзии. Замечательный спектакль, полный живой искрометной игры и представляющий уникальную культуру, перенесенную на театральную сцену швейцарским режиссером Маркусом Зоннером, чьи спектакли «Одиссея» и «Ха-Хамлет» известны новгородскому зрителю, и остались одними из самых ярких театральных впечатлений прошлых фестивалей.
Напомним, что официально проект «Швейцарская Линия» был открыт ассистентом Почетного Консула Генерального Консульства Швейцарии в Санкт-Петербурге Елизаветой Дрейден 24 апреля на торжественном открытии фестиваля. В этот вечер на сцене театра «Малый» прошел фестивальный показ спектакля швейцарского режиссера Кирилла Тиссо и Новгородского театра «Малый» «Лабиринт».
Культурный проект «Швейцарская Линия» готовился при поддержке Посольства Швейцарии в Москве и швейцарского культурного фонда «Pro Helvetia».
Новгородский зритель познакомился уже с третьим спектаклем швейцарского режиссера Маркуса Зоннера.
На нынешнем фестивале «Царь-Сказка» новгородцам была представлена театральная постановка «Калевипоэг» эстонского ВАТ-театра (Таллинн). Спектакль представляет собой изложение эстонского национального эпоса в авторской поставке режиссера Маркуса Зоннера (Лугано, Швейцария). Калевипоэг – герой и богатырь необычайной силы потерял отца еще до своего рождения, мать его была украдена финским колдуном, Калевипоэг сражался, строил города, пахал землю, стал королем, победил самого Черта. Путешествие на край света и гибель от собственного меча.
Фантастический эстонский национальный эпос был рассказан четырьмя талантливыми актерами ВАТ-театра как большая игра фантазия, комедия, полная юмора и поэзии. Замечательный спектакль, полный живой искрометной игры и представляющий уникальную культуру, перенесенную на театральную сцену швейцарским режиссером Маркусом Зоннером, чьи спектакли «Одиссея» и «Ха-Хамлет» известны новгородскому зрителю, и остались одними из самых ярких театральных впечатлений прошлых фестивалей.
ВАТ-театр – одна из первых независимых театральных компаний в Эстонии, основанная в 1987 году в Таллинне. Театр участвовал в фестивалях в Германии, Финляндии, Латвии, Швеции, Польше, Турции, Зимбабве, России, Украине, Японии, Швейцарии.
Театр ВАТ – член Эстонской Театральной Ассоциации, IETM, Эстонского Центра АССИТЕЖ., а также Лауреат VII Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка» в 2003 году за спектакль «Полет через океан».
Спектакль «Калевипоэг» проходит в рамках культурного проекта «Швейцарская Линия», осуществленного при поддержке Посольства Швейцарии в Москве и швейцарского культурного фонда «Pro Helvetia».
Сегодня в рамках фестиваля «Царь-Сказка» состоялось открытие практической лаборатории – «СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ПОСТАНОВКИ СКАЗКИ НА ТЕАТРАЛЬНОЙ СЦЕНЕ РОССИИ И ЕВРОПЫ», в которой принимают участие театральные критики, режиссеры, актеры, журналисты России и Европы.
Модератором лаборатории выступает Андреа Томпа, специалист Венгерского театрального музея и Института в Будапеште, театральный критик. Обсуждение спектаклей, анализ развития театральных постановок в жанре сказки, дискуссии по проблемам современного театра, мнения о творческом фестивальном процессе – все это объединяет лаборатория, которая стала доброй фестивальной традицией.
Сегодня театроведы и сами режиссеры поднимали проблемы о том, кому адресованы современные сказки – взрослым или детям, нужны ли театру пьесы или сегодня любой театр вправе только брать литературную основу и сочинять спектакль самостоятельно.
Также особое внимание на лаборатории уделялось уже прошедшим спектаклям: «Начало. Рисунок первый» (Санкт-Петербургский ТЮЗ), «Песни западных славян» (Санкт-Петербургский Театр им.З.Я.Корогодского) и «Лабиринт» (совместный российско-швейцарский проект режиссера Кирилла Тиссо (Швейцария) и Новгородского театра «Малый»). Международное жюри высказывало по поводу просмотренных спектаклей свои мнения, отмечала удачные театральные находки и некоторые, по их мнению, просчеты режиссуры.
В состав жюри входят известные театральные критики, актеры и режиссеры из России, Венгрии, Латвии, Швеции и Эстонии: Нина Карпова (театральный критик, Москва), Елена Горфункель (театральный критик, Санкт-Петербург), Аллан Кресс (организатор Международного фестиваля детских театров фестиваля «Банановая рыбка», Эстония), Эдит Лещински (театральный критик (Латвия)), Андрея Томпа (специалист Венгерского театрального музея и Института в Будапеште, театральный критик), Бенгт Андерсон (режиссер театра «ТРЭ», Швеция).
В работе лаборатории принимают также участие Джустина Ковальски, (специалист культурного центра сказки в Познани (Польша), Рут Авестик, журналист-театровед (Эстония) и многие другие.
Следующий день работы творческой лаборатории состоится завтра. Планируется, что участники продолжат всесторонне исследовать новации в жанре театральной сказки. Кроме того, обсуждение коснется спектаклей, которые проходят сегодня: «Грани» (театр «Пиноккио», Белград, Сербия), «Калевипоэг, эстонский эпос» («ВАТ-театр», Таллинн, Эстония) и спектакль «Вертеп» (Новгородский театр драмы имени Ф.М. Достоевского).
Отметим также, что по итогам фестиваля лучшие труппы и артисты по решению жюри будут награждены специальными призами.
В эти дни Великий Новгород стал в очередной раз международной площадкой для театральных экспериментов.
Официальное открытие Восьмого международного театрального фестиваля «Царь-Сказка» прошло в воскресенье, 24 апреля. Приветственную телеграмму прислал министр культуры и массовых коммуникаций РФ Андрей Соколов, в частности, министр пожелал участникам и организаторам фестиваля следующее: «Пусть этот праздник послужит раскрытию новых талантов, наполнит сердца светлой радостью общения с увлекательным миром сказки. Успехов и замечательных открытий всем участникам фестиваля, организаторам, мастерам сцены».
Свои поздравления фестивалю прислали председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин и Президент Всемирной Ассоциации театров для детей и молодежи Вольфганг Шнайдер, а также Почетный Генеральный Консул Швейцарии в Санкт-Петербурге Мадлен Изабель Люти.
За пять дней фестиваль представит на нескольких сценических площадках города четырнадцать спектаклей для всех возрастов театральных зрителей в жанре мифа, библейской истории, легенды, эпоса, сказки, социокультурной фантастики. Палитра спектаклей также разнообразна: кукольный театр, современный танец, театральный перформенс, драматические спектакли, мюзикл. Новгородские театралы смогут увидеть нетрадиционные работы, которые продемонстрируют эксперименты в области жанра и собственные трактовки уже давно известных сказок, легенд и фантастических историй.
Гости на фестиваль прибыли из Польши, Швеции, Венгрии, Эстонии, Латвии, Литвы, Испании, Сербии и Черногории. В программе также принимают участие театры из Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургский ТЮЗ им. Брянцева и Санкт-Петербургский театр поколений им. З. Корогодского), Москвы (Российский Академический Молодежный театр (РАМТ)), Нижнего Новгорода (Театр одновременной игры «Зоопарк»), Великого Новгорода (Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» и Новгородский театр драмы).
В рамках фестиваля состоится культурный проект «Швейцарская Линия», посвященный театру Швейцарии и работам театральных режиссеров этой страны за границей. Проект представит три спектакля: из Цюриха (Швейцария), Великого Новгорода (Россия) и Таллинн (Эстония). Проект готовился при поддержке Посольства Швейцарии в Москве и швейцарского культурного фонда «Pro Helvetia».
Ассистент Почетного Консула Генерального Консульства Швейцарии в Санкт-Петербурге Елизавета Дрейден официально открыла проект «Швейцарская Линия», вчера, 24 апреля, на спектакле режиссера Кирилла Тиссо (Швейцария) и Новгородского театра «Малый» «Лабиринт».
Хозяин фестиваля – Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» представит три спектакля в фестивальной программе: «Лабиринт», «Сказка про Красную Шапочку», а также последнюю премьерную театральную постановку «Танатос».
В программе Off будут продемонстрированы спектакли, созданные вне жанра сказки: проект «5000 любовных писем» Матса Штаубса и Барбары Пулли (Цюрих, Швейцария) и спектакль «Немой жених» Валмиерского театра драмы (Валмиера, Латвия).
Театральные работы оценит международное жюри в составе 6 человек, которое объединит известных театральных критиков, актеров и режиссеров из России, Венгрии, Латвии, Швеции и Эстонии: Нина Карпова (театральный критик, Москва), Елена Горфункель (театральный критик, Санкт-Петербург), Аллан Кресс (организатор Международного фестиваля детских театров фестиваля «Банановая рыбка», Эстония), Эдит Лещински (театральный критик (Латвия)), Андрея Томпа (специалист Венгерского театрального музея и Института в Будапеште, театральный критик), Бенгт Андерсон (режиссер театра «ТРЭ», Швеция).
В роли учредителей фестиваля «Царь-сказка» в нынешнем году выступили Федеральное агентство по культуре и кинематографии, администрация Великого Новгород, Комитет культуры, кино и туризма Новгородской области, Российский национальный центр АССИТЕЖ, Союз театральных деятелей России, Новгородский театр для детей и молодежи.
Фестиваль проходит при поддержке посольства Швейцарии в Москве, Министерства культуры Испании, Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, а также ряда других международных общественных организаций.
В рамках «Царь-Сказки» состоялись первые фестивальные показы. Так, сегодня новгородской публике были представлены два спектакля: «Песни западных славян» Санкт-Петербургского Театра Поколений и «Начало. Рисунок первый» (Санкт-Петербургский ТЮЗ).
Представление «Начало.Рисунок первый» Санкт-Петербргского ТЮЗа в постановке режиссера Натальи Лапиной рассчитан, в первую очередь, на детскую аудиторию.
Это театральная фантазия для взрослых и детей, где главный герой спектакля – первый Человек, который попадает в компанию пяти Ангелов. Они становятся для него родителями, друзьями и учителями – настоящими ангелами-хранителями. Он учится говорить, чувствовать, но, оказывается, этого недостаточно для того, чтобы стать счастливым. Для полноценной жизни ему не хватает другого человека. Мир, окружающий Человека, решен в эстетике детского рисунка – он наивен, в чем-то даже примитивен – это мир, каким его в состоянии изобразить на листе бумаги ребенок. Пространство спектакля – исключительно театрально, в нем возможно все . Это место оживающих снов, фантазий, предчувствий, страхов. На стыке этих двух миров – реального и ирреального, конкретного и образного – и происходит история Начала Мира.
Второй спектакль представил хорошо знакомый для новгородцев Санкт-Петербургский Театр Поколений. «Песни западных славян» — последний спектакль, поставленный З.Я. Корогодским.
В основу спектакля взята книга Александра Пушкина «Песни западных славян», созданная по мотивам книги Проспера Мэриме «Гузла» (или «Гусли»). Литературная загадка, заданная двумя гениями, послужила источником театрального творчества. Спектакль Театра Поколений — тройная мистификация: соединение в сценической версии театра произведений Пушкина, Мэриме и фантазии театра поколений. Менталитет славянских народов Сербии, Хорватии, Боснии, местный колорит, нравы существуют в спектакле на грани красоты и жестокости, в ситуации нескончаемой войны.
Театр поколений был создан режиссером, Народным артистом РСФСР Зиновием Корогодским в 1991 году. В 2000 году Корогодский был награжден премией Станиславского в номинации «Театральная педагогика».
Спектакль, рожденный по греческому мифу о Танатосе, последнем госте. Спектакль — путешествие в жизнь, где есть немного любви, немного печали, немного сострадания… Три мойры следят за судьбой человека, они направят его по дороге прошлого. Их надо услышать. «Я люблю тебя!» — крик, соединяющий миры прошлого, настоящего и будущего. «Я люблю тебя!» – мир распахивается, открывается, расцветает. Он готов принять прощальный дар бренного мира. Может, прошлого не было, а настоящее только начинается. Здесь, на проходящей станции, где больше нет слов.
Режиссер Надежда Алексеева намерена за неделю до начала Международного театрального фестиваля выпустить премьеру спектакля «Танатос». Постановка основана на греческом мифе о боге смерти Танатосе, который переносит душу умершего человека в подземное царство. Там главному герою предстоит встретиться с тремя парками, которые заново перематывая его жизнь, заставляют его вспомнить прошлое, лучшие события и разочарования, радость и печаль любви и дома. Возвращая вкус жизни, они дают пришедшему герою возможность проститься и заново полюбитьт уходящее счастье. Спектакль делался очень сложно, поскольку почти лишен текстовой основы — он наполнен звуками и вокальной музыкой, авторской хореографией Елены Федоровой и атмосферными светом. Актеру Олегу Звереву пришлось ради спектакля научиться играть на губной гармошке. В спектакле вместе с актерами театра Еленой Федоровой и Еленой Федотовой занята студентка театрального курса НовГУ Марина Вихрова. Художник спектакля Игорь Семенов создал невесомое пространсто, в которое попадает человек и разработал костюмы героев. 16 и 17 апреля в 18.30 спектакль будет представлен зрителям. Поддержку в создании постановки оказал магазин «LA DANZA»