В Великом Новгороде завершился 17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка». В течение пяти дней на сценических площадках города в Новгородском театре «Малый» и Новгородской Филармонии, в НовГУ им. Ярослава Мудрого и Библиотечном центре «Читай-Город» и школе «Тукей» проходили фестивальные события, спектакли, лекции, выставки, встречи с театроведами, писателями, обсуждения и онлайн-показы.
Театральные постановки по мотивам произведений Чехова, Толстого, Еврипида, Маршака, Чуковского, Шекспира радовали зрителей всех возрастов с 21 по 25 апреля. В этом году в рамках фестивальной программы зрители увидели десять спектаклей, в Новгородском театре для детей и молодежи «Малый», Филармонии, а также на онлайн портале фестиваля прошли 14 показов спектаклей. В фестивальной афише этого года побывали Санкт-Петербургский академический Театр имени Ленсовета со спектаклем «Маршак-Маршак» режиссера Марии Романовой, Санкт-Петербургский театр «Кукольный формат» КУКФО со спектаклем «Вафельное сердце» режиссера Анны Викторовой, Московский областной театр кукол со спектаклем «Мойры Петроградского района» режиссера Александры Ловянниковой, Театр кукол республики Карелия (Петрозаводск) со спектаклями «Сад» режиссера Александра Янушекевича и «Мойдодыр» режиссера Людмилы Федоровой, Санкт-Петербургская театральная компания «Открытое пространство» со спектаклем «Ромео и Джульетта» режиссера Рузанны Мовсесян, Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» со спектаклем «Медея» режиссера Надежды Алексеевой. Брестский театр кукол, заслуженный коллектив республики Беларусь представил «Холстомера» режиссера Руслана Кудашова.
Особым гостем в этом году стала Бразилия. Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» представил яркую выставку плакатов «Театральный плакат Бразилии». Фойе театра украсили более 20 афиш спектаклей из Рио-де-Жанейро, Сальвадора, Сан-Паулу, Куритибы и других городов. Проект был создан совместно с Национальным центром АССИТЕЖ Бразилии, объединяющим детские театры страны. Выставка будет гостить в фойе «Малого» до конца театрального сезона.
В рамках международной программы на официальном сайте фестиваля транслировалось еще две постановки: «Малютка Франкенштейн» бразильского проекта GOMPA из Порту-Алегри и спектакль Китайского национального детского театра «Птичка, ракушка и рыбка» из Пекина. Накануне премьеры спектакля из Пекина в Библиотечном центре «Читай-город» прошел закрытый предпоказ постановки для студентов по обмену из Китая.
К разговору о зарубежных гостях, в этом году фестиваль принял пять стран. Гости из республики Беларусь, Бразилии, Китая, Армении и России познакомили зрителей с театральными спектаклями, а также с тем, что происходит сегодня в современном фестивальном движении и поделились знаниями. Так, в рамках специального проекта «Лекторий» состоялось четыре лекции. На площадках фестиваля выступили театральный критик, профессор Елена Горфункель из Санкт-Петербурга, журналист и куратор программы «Детский Weekend» Национальной премии и Фестиваля «Золотая маска» Анна Казарина из Москвы, театровед и главный специалист Кабинета театров для детей и театров для кукол СТД РФ Алексей Гончаренко (Москва) и профессор Лондонского университета Метрополитан, президент международного фестиваля исполнительских искусств ХАЙ ФЕСТ (ЕРЕВАН) Артур Гукасян.
Кроме лекций, в рамках специального фестивального проекта «Лекторий», прошли презентации двух книг из театра и про театр. 24 апреля театральный критик Катерина Антонова провела интерактивную экскурсию по страницам виммельбуха «В театре: экскурсия за кулисы». Книга размером метр на метр сделана специально для экскурсий в единственном экземпляре и весит 35 килограммов. В последний день фестиваля, 25 апреля, продюсер и актриса Санкт-Петербургской театральной компании «Открытое пространство» Алла Данишевская провела презентацию книги-театра «Ромео и Джульетта» по мотивам одноименной постановки, с которой театр выступил на фестивале.
Говорили не только про книги, но и о том, как их создавать. Такая возможность появилась у учеников школы «Тукей», специально для которых писательница и автор книг для детей и подростков Нина Дашевская провела мастер-класс по писательскому мастерству.
Стоит отметить, что в этом году в программе «Царь-Сказки» большое место занимал именно театр кукол. Для зрителей выступили тряпичные и тростевые марионетки разных форм и размеров («Вафельное сердце» КУКФО, «Холстомер» Брестский театр кукол, «Мойдодыр» театр кукол республики Карелия), планшетные и ростовые куклы («Ромео и Джульетта» театральной компании «Открытое пространство»), теневые и перчаточные («Маршак — Маршак» академический театр имени Ленсовета, «Мойры Петроградского района» Московский областной государственный театр кукол). Если в спектакле не было кукол, то скорее всего в постановке фигурировало много героев в масках («Ромео и Джульетта» театральной компании «Открытое пространство», «Сад» театр кукол республики Карелия).
Узнать, что критики думают о фестивальных спектаклях, зрители могли в рамках проекта «Фестивальный ток», прямые эфиры которого транслировались на официальной странице фестиваля в ВКонтакте. Участниками онлайн встреч стали театральные критики Елена Горфункель, Наталия Эфендиева, Юлия Клейман; заведующий кафедрой арт-менеджмента Ереванского государственного института театра и кино Артур Гукасян и студенты РГИСИ Юлия Осипова и Татьяна Зиндер. Модераторами площадки выступали шеф-координатор фестиваля Татьяна Боброва и театральный критик Сергей Козлов.
22 театральных волонтера стали одной из заметных движущих сил фестиваля – волонтеры помогали зрителям и театрам на площадках, фотографировали события, участвовали в лекциях, а также принимали участие в творческих акциях и флешмобах. Например, целая фотосессия — путешествие фестивальной открытки около самых известных достопримечательностей Великого Новгорода привлекало внимание к красоте городе и будущему событию, а во время онлайн показов спектаклей волонтеры делали селфи около экранов, где транслировались постановки из Бразилии и Китая, чтобы поддержать актеров и показать, что их действительно смотрят новгородские зрители.
Фестиваль проходил при поддержке Правительства Новгородской области, Администрации Великого Новгорода, Союза театральных деятелей РФ, Российского национального центра АССИТЕЖ и Новгородского театра для детей и молодежи «Малый». Напомним, Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» с 1992 года занимается актуальным театром для молодого зрителя и является одним из значимых культурных событий Великого Новгорода, входит в число старейших фестивалей для детей и молодежи на территории России. Фестиваль организует раз в два года Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» и художественный руководитель Надежда Алексеева.
17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» прощается со зрителями на два года. Новгородским зрителям предстоит увидеть еще и фестивальный бонус: на сцене театра «Малый» гостит Петрозаводский театр кукол республики Карелия. В рамках федерального проекта «Большие гастроли» проходят спектакли театра по мотивам произведения С. Маршака «Кошкин дом» и К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» подошёл к концу, записываем в дневник памяти самые яркие события и чувствуем острый приступ ностальгии.
Открыл программу последнего дня фестиваля онлайн проект «Фестивальный ток». В студии модератор встречи и театральный критик Сергей Козлов вместе с театроведом Наталией Эфендиевой встретились со студентками РГИСИ Юлией Осиповой и Татьяной Зиндер. Поговорили о том, с помощью каких элементов петрозаводский театр кукол вовлекает зрителя в свою постановку. Нужно уточнить, что спектакль «Мойдодыр» рассчитан на детей от трёх лет. Обсудили филигранную работу актёров Санкт-Петербургской театральной компании «Открытое пространство» в шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Спектакль прошёл накануне вечером и стал последней постановкой на сцене 17 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка».
Театральная программа завершилась онлайн-показом спектакля Китайского Национального детского театра «Птичка, ракушка и рыбка». Постановка объясняет китайскую идиому «когда кулик и моллюск сойдутся в драке, рыбак воспользуется преимуществом». Пантомиму с элементами хореографии и традиционного китайского искусства накануне на закрытом предпоказе посмотрели студенты Янаньского университета, которые приехали по обмену из Китая. Волонтеры фестиваля продолжили флешмоб — селфи с онлайн программой фестиваля, чтобы поддержать китайских актеров и показать, как их смотрят в Великом Новгороде.
В рамках проекта «Лекторий» в Гуманитарном институте НовГУ прошла лекция Артура Гукасяна, профессора Лондонского университета Метрополитан, доктора наук в области арт-менеджмента и культурной политики, заведующего кафедрой арт-менеджмента Ереванского государственного института театра и кино и президента международного фестиваля исполнительских искусств ХАЙ ФЕСТ (HIGH FEST). Вместе с гостями фестиваля будущие продюсеры и культурологи узнали, какие площадки лучше всего использовать для коммуникации с аудиторией и какие есть новые мировые тенденции в работе с современным зрителем. А ещё поговорили о том, как организуются театральные фестивали в разных странах мира.
А в пространстве Библиотечного центра «Читай-Город» появилась мини-версия спектакля «Ромео и Джульетты» от петербургского театра «Открытое пространство» — книга-вертеп, созданная вместе со спектаклем как домашний театр, где фигуры героев можно взять в руки и сыграть собственную историю веронских влюбленных. Актриса и продюсер Алла Данишевская представила юным зрителям удивительную книгу-театр.
Фестиваль «Царь-Сказка» прощается на два года, но культурные события в Великом Новгороде продолжает Театр кукол республики Карелии из Петрозаводска со спектаклями «Кошкин дом» и «Муха-Цокотуха», следом за фестивалем начинается федеральный проекту «Большие Гастроли».
Пресс-центр фестиваля прощается с вами, не спали, смотрели, снимали и писали тексты: Валерия Клюйкова, Софья Болгова, Кирилл Ерошенко, Марина Воробьева.
Софья Болгова
Сегодня программу 17 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка» завершает очень красивый спектакль из Пекина. И вам совсем не нужен театральный билет!
24 апреля — и уже четвертый фестивальный день! 17 международный фестиваль продолжает радовать всех любителей театра. В первой половине дня снова прошла трансляция проекта «Фестивальный ток». Модератором онлайн-обсуждения стала шеф-координатор фестиваля Татьяна Боброва. Вместе с Юлией Клейман, исследователем театра, театральным критиком, куратором и Артуром Гукасяном, профессором Лондонского университета Метрополитан, доктора наук в области арт-менеджмента и культурной политики обсудили прошедшие спектакли третьего дня: «Мойры Петроградского района» Московского областного государственного тетра кукол и спектакль «Сад» театра кукол республики Карелии, Петрозаводск. Поговорили о том, как проходят театральные фестивали в Новгороде, Санкт-Петербурге и Ереване.
В это же время в рамках специального проекта «Лекторий» на площадке Гуманитарного института НовГУ проходила лекция «Визуальный театр XXI века» театроведа, главного специалиста Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ Алексея Гончаренко.
Эксперт рассказал, почему любой театр любого направления может стать визуальным и как определённый подход к постановке может видоизменить восприятие зрителем спектакля. Во время лекции Алексей часто обращался к фрагментам из постановок разных театров мира: от «нового цирка» Йоанна Буржуа до российского «Фауста в лаборатории». Он уточнил, что элементы визуального театра сегодня добавляются не только в драматические спектакли, но и в кукольный, музыкальный театр и даже балет.
На этом фестивальная программа лектория не закончились. Во второй половине дня в библиотечном центре «Читай-город» Катерина Антонова провела интерактивную экскурсию по страницам виммельбуха «В театре».
Катерина Антонова – театральный критик, шеф-редактор портала про театр для детей и подростков «Недоросль», журналист, эксперт фестивалей, автор виммельбухов и книг для детей и родителей. Говорили как раз о виммельбухе «В театре. Экскурсия за кулисы», который вышел в издательстве «Настя и Никита». Кроме гостей фестиваля на лекцию пришли дети. Критик рассказала и показала третьеклассникам как выглядит закулисье театра. Лекция прошла в формате «вопрос-ответ». Помощником в диалоге между взрослыми и детьми стал 35-килограммовый экземпляр виммельбуха.
Театральную программу дня открыл спектакль «Мойдодыр» Театра кукол республики Карелия (Петрозаводск), режиссёра-постановщика Людмилы Фёдоровы. На сцене Филармонии артисты удивляли детскую публику визуализацией стихов классического произведения Корнея Чуковского. За 50 минут команда специалистов лаборатории чистоты с помощью кукол рассказала маленьким зрителям о том, как важно соблюдать чистоту.
Во второй половине дня состоялся предпоказ постановки Китайского Национального детского театра «Птичка, ракушка и рыбка», режиссёра Сюй Ву в библиотечном центре «Читай-Город». Студенты Янаньского университета приехали в Великий Новгород по обмену из Китая и стали первыми, кто увидел спектакль Пекинской труппы в России. Постановка основана на китайской идиоме «когда кулик и моллюск сойдутся в драке, рыбак воспользуется преимуществом». Этот спектакль объясняет китайскую идиому без слов, и от этого он понятен каждому зрителю не важно: ребёнок это или взрослый. Пантомима говорит на языке искусства, хореографии и эмоций. Премьера для всех зрителей состоится 25 апреля в 11 утра. Посмотреть её можно будет онлайн на официальном сайте фестиваля. Запись постановки будет доступна до полуночи того же дня.
Завершил день спектакль «Ромео и Джульетта» Санкт-Петербургской театральной компании «Открытое пространство» на сцене театра «Малый». Наверное, каждую минуту в мире где-то играют Шекспира, но режиссёр Рузанна Мовсесян со своей актёрской командой нашли, чем удивить публику. Её постановка покорила своим нестандартным подходом, особыми куклами, которые стали и книжной иллюстрацией, и образами героев любовной трагедии — и даже музыкой, которая является полноценным персонажем спектакля.
17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» подходит к концу. На очереди последний фестивальный день. Оставайтесь на связи!
Кирилл Ерошенко
«Царь-Сказка» провожает третий фестивальный день: подводим итоги
✔Третий день фестиваля «Царь-Сказка» вновь начался с онлайн-проекта «Фестивальный ток». Под лозунгом «Театральный ток движется вперед» в полдень исследователь театра, театральный критик Юлия Клейман вместе с историком театра, профессором РГИСИ Еленой Горфункель обсудили события второго фестивального дня. Модератором встречи и ведущим стал Сергей Козлов – театральный критик, журналист, арт-директор Новгородского академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского, участник театральных лабораторий и проектов «Дискуссионный театр» в Великом Новгороде. Гости поговорили о важности взаимодействия актеров внутри детских спектаклей, об интерпретации стихов детской классики на примере спектакля Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета «Маршак – Маршак» режиссера Марии Романовой. А постановка Брестского театра кукол «Холстомер» вызвал дискуссию о том, какие же скрытые смыслы вложил режиссёр Руслан Кудашов. Запись прямого эфира дискуссионного клуба вы можете найти в официальной группе театра ВКонтакте.
✔Дневная театральная программа в этот раз началась на сцене театра для детей и молодежи «Малый». Московский областной театр кукол показал спектакль «Мойры Петроградского района». Пятикратные номинанты российской национальной театральной премии «Золотая маска» рассказали историю трех богинь судьбы, следящих за человеческими жизнями на Петроградке.
Постановка Александры Ловянниковой по пьесе Константина Федорова рассуждает о судьбе человека и о том, кто её вершит, о человеческом счастье и о существовании чуда. Куклы-перчатки в спектакле не обычные, а «перевернутые», с ногами-пальцами: каждая сделана из обычной перчатки, выбранной под стать персонажу: мойры Клото, Лахесис и Атропа — из шерстяной, а главный антагонист Парикмахер — из кожаной. Многие здания в спектакле — макеты настоящих домов Петроградского района: это дань уважения драматургу, который привязал сказочный сюжет к реальной географии своего города.
✔Завершили день еще одни номинанты «Золотой Маски» – гости из Петрозаводска. Театр кукол Республики Карелия показал необычный спектакль «Сад» по мотивам пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»: вместо ожидаемых кукол на сцене новгородской филармонии историю разыгрывали актеры в масках. «Сад» Петрозаводского театра — это уникальный опыт для любого зрителя. В минималистических декорациях публика видит яркую и динамичную историю, которая захватывает внимание с первых минут. Здесь актеры не снимают маски до финального поклона, контрастность событий подчеркивает игра теней и виртуозная работа со светом. Сохраняя основные сюжетные моменты пьесы, этот «Сад» выглядит авангардным и выразительным событием в фестивальной афише.
17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» идёт полным ходом и будет радовать новгородцев и гостей города необычными спектаклями до 25 апреля. Оставайтесь на связи!