В Великом Новгороде завершился 17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка». В течение пяти дней на сценических площадках города в Новгородском театре «Малый» и Новгородской Филармонии, в НовГУ им. Ярослава Мудрого и Библиотечном центре «Читай-Город» и школе «Тукей» проходили фестивальные события, спектакли, лекции, выставки, встречи с театроведами, писателями, обсуждения и онлайн-показы.
Театральные постановки по мотивам произведений Чехова, Толстого, Еврипида, Маршака, Чуковского, Шекспира радовали зрителей всех возрастов с 21 по 25 апреля. В этом году в рамках фестивальной программы зрители увидели десять спектаклей, в Новгородском театре для детей и молодежи «Малый», Филармонии, а также на онлайн портале фестиваля прошли 14 показов спектаклей. В фестивальной афише этого года побывали Санкт-Петербургский академический Театр имени Ленсовета со спектаклем «Маршак-Маршак» режиссера Марии Романовой, Санкт-Петербургский театр «Кукольный формат» КУКФО со спектаклем «Вафельное сердце» режиссера Анны Викторовой, Московский областной театр кукол со спектаклем «Мойры Петроградского района» режиссера Александры Ловянниковой, Театр кукол республики Карелия (Петрозаводск) со спектаклями «Сад» режиссера Александра Янушекевича и «Мойдодыр» режиссера Людмилы Федоровой, Санкт-Петербургская театральная компания «Открытое пространство» со спектаклем «Ромео и Джульетта» режиссера Рузанны Мовсесян, Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» со спектаклем «Медея» режиссера Надежды Алексеевой. Брестский театр кукол, заслуженный коллектив республики Беларусь представил «Холстомера» режиссера Руслана Кудашова.
Особым гостем в этом году стала Бразилия. Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» представил яркую выставку плакатов «Театральный плакат Бразилии». Фойе театра украсили более 20 афиш спектаклей из Рио-де-Жанейро, Сальвадора, Сан-Паулу, Куритибы и других городов. Проект был создан совместно с Национальным центром АССИТЕЖ Бразилии, объединяющим детские театры страны. Выставка будет гостить в фойе «Малого» до конца театрального сезона.
В рамках международной программы на официальном сайте фестиваля транслировалось еще две постановки: «Малютка Франкенштейн» бразильского проекта GOMPA из Порту-Алегри и спектакль Китайского национального детского театра «Птичка, ракушка и рыбка» из Пекина. Накануне премьеры спектакля из Пекина в Библиотечном центре «Читай-город» прошел закрытый предпоказ постановки для студентов по обмену из Китая.
К разговору о зарубежных гостях, в этом году фестиваль принял пять стран. Гости из республики Беларусь, Бразилии, Китая, Армении и России познакомили зрителей с театральными спектаклями, а также с тем, что происходит сегодня в современном фестивальном движении и поделились знаниями. Так, в рамках специального проекта «Лекторий» состоялось четыре лекции. На площадках фестиваля выступили театральный критик, профессор Елена Горфункель из Санкт-Петербурга, журналист и куратор программы «Детский Weekend» Национальной премии и Фестиваля «Золотая маска» Анна Казарина из Москвы, театровед и главный специалист Кабинета театров для детей и театров для кукол СТД РФ Алексей Гончаренко (Москва) и профессор Лондонского университета Метрополитан, президент международного фестиваля исполнительских искусств ХАЙ ФЕСТ (ЕРЕВАН) Артур Гукасян.
Кроме лекций, в рамках специального фестивального проекта «Лекторий», прошли презентации двух книг из театра и про театр. 24 апреля театральный критик Катерина Антонова провела интерактивную экскурсию по страницам виммельбуха «В театре: экскурсия за кулисы». Книга размером метр на метр сделана специально для экскурсий в единственном экземпляре и весит 35 килограммов. В последний день фестиваля, 25 апреля, продюсер и актриса Санкт-Петербургской театральной компании «Открытое пространство» Алла Данишевская провела презентацию книги-театра «Ромео и Джульетта» по мотивам одноименной постановки, с которой театр выступил на фестивале.
Говорили не только про книги, но и о том, как их создавать. Такая возможность появилась у учеников школы «Тукей», специально для которых писательница и автор книг для детей и подростков Нина Дашевская провела мастер-класс по писательскому мастерству.
Стоит отметить, что в этом году в программе «Царь-Сказки» большое место занимал именно театр кукол. Для зрителей выступили тряпичные и тростевые марионетки разных форм и размеров («Вафельное сердце» КУКФО, «Холстомер» Брестский театр кукол, «Мойдодыр» театр кукол республики Карелия), планшетные и ростовые куклы («Ромео и Джульетта» театральной компании «Открытое пространство»), теневые и перчаточные («Маршак — Маршак» академический театр имени Ленсовета, «Мойры Петроградского района» Московский областной государственный театр кукол). Если в спектакле не было кукол, то скорее всего в постановке фигурировало много героев в масках («Ромео и Джульетта» театральной компании «Открытое пространство», «Сад» театр кукол республики Карелия).
Узнать, что критики думают о фестивальных спектаклях, зрители могли в рамках проекта «Фестивальный ток», прямые эфиры которого транслировались на официальной странице фестиваля в ВКонтакте. Участниками онлайн встреч стали театральные критики Елена Горфункель, Наталия Эфендиева, Юлия Клейман; заведующий кафедрой арт-менеджмента Ереванского государственного института театра и кино Артур Гукасян и студенты РГИСИ Юлия Осипова и Татьяна Зиндер. Модераторами площадки выступали шеф-координатор фестиваля Татьяна Боброва и театральный критик Сергей Козлов.
22 театральных волонтера стали одной из заметных движущих сил фестиваля – волонтеры помогали зрителям и театрам на площадках, фотографировали события, участвовали в лекциях, а также принимали участие в творческих акциях и флешмобах. Например, целая фотосессия — путешествие фестивальной открытки около самых известных достопримечательностей Великого Новгорода привлекало внимание к красоте городе и будущему событию, а во время онлайн показов спектаклей волонтеры делали селфи около экранов, где транслировались постановки из Бразилии и Китая, чтобы поддержать актеров и показать, что их действительно смотрят новгородские зрители.
Фестиваль проходил при поддержке Правительства Новгородской области, Администрации Великого Новгорода, Союза театральных деятелей РФ, Российского национального центра АССИТЕЖ и Новгородского театра для детей и молодежи «Малый». Напомним, Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» с 1992 года занимается актуальным театром для молодого зрителя и является одним из значимых культурных событий Великого Новгорода, входит в число старейших фестивалей для детей и молодежи на территории России. Фестиваль организует раз в два года Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» и художественный руководитель Надежда Алексеева.
17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» прощается со зрителями на два года. Новгородским зрителям предстоит увидеть еще и фестивальный бонус: на сцене театра «Малый» гостит Петрозаводский театр кукол республики Карелия. В рамках федерального проекта «Большие гастроли» проходят спектакли театра по мотивам произведения С. Маршака «Кошкин дом» и К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» подошёл к концу, записываем в дневник памяти самые яркие события и чувствуем острый приступ ностальгии.
Открыл программу последнего дня фестиваля онлайн проект «Фестивальный ток». В студии модератор встречи и театральный критик Сергей Козлов вместе с театроведом Наталией Эфендиевой встретились со студентками РГИСИ Юлией Осиповой и Татьяной Зиндер. Поговорили о том, с помощью каких элементов петрозаводский театр кукол вовлекает зрителя в свою постановку. Нужно уточнить, что спектакль «Мойдодыр» рассчитан на детей от трёх лет. Обсудили филигранную работу актёров Санкт-Петербургской театральной компании «Открытое пространство» в шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Спектакль прошёл накануне вечером и стал последней постановкой на сцене 17 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка».
Театральная программа завершилась онлайн-показом спектакля Китайского Национального детского театра «Птичка, ракушка и рыбка». Постановка объясняет китайскую идиому «когда кулик и моллюск сойдутся в драке, рыбак воспользуется преимуществом». Пантомиму с элементами хореографии и традиционного китайского искусства накануне на закрытом предпоказе посмотрели студенты Янаньского университета, которые приехали по обмену из Китая. Волонтеры фестиваля продолжили флешмоб — селфи с онлайн программой фестиваля, чтобы поддержать китайских актеров и показать, как их смотрят в Великом Новгороде.
В рамках проекта «Лекторий» в Гуманитарном институте НовГУ прошла лекция Артура Гукасяна, профессора Лондонского университета Метрополитан, доктора наук в области арт-менеджмента и культурной политики, заведующего кафедрой арт-менеджмента Ереванского государственного института театра и кино и президента международного фестиваля исполнительских искусств ХАЙ ФЕСТ (HIGH FEST). Вместе с гостями фестиваля будущие продюсеры и культурологи узнали, какие площадки лучше всего использовать для коммуникации с аудиторией и какие есть новые мировые тенденции в работе с современным зрителем. А ещё поговорили о том, как организуются театральные фестивали в разных странах мира.
А в пространстве Библиотечного центра «Читай-Город» появилась мини-версия спектакля «Ромео и Джульетты» от петербургского театра «Открытое пространство» — книга-вертеп, созданная вместе со спектаклем как домашний театр, где фигуры героев можно взять в руки и сыграть собственную историю веронских влюбленных. Актриса и продюсер Алла Данишевская представила юным зрителям удивительную книгу-театр.
Фестиваль «Царь-Сказка» прощается на два года, но культурные события в Великом Новгороде продолжает Театр кукол республики Карелии из Петрозаводска со спектаклями «Кошкин дом» и «Муха-Цокотуха», следом за фестивалем начинается федеральный проекту «Большие Гастроли».
Пресс-центр фестиваля прощается с вами, не спали, смотрели, снимали и писали тексты: Валерия Клюйкова, Софья Болгова, Кирилл Ерошенко, Марина Воробьева.
Софья Болгова
Сегодня программу 17 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка» завершает очень красивый спектакль из Пекина. И вам совсем не нужен театральный билет!
24 апреля — и уже четвертый фестивальный день! 17 международный фестиваль продолжает радовать всех любителей театра. В первой половине дня снова прошла трансляция проекта «Фестивальный ток». Модератором онлайн-обсуждения стала шеф-координатор фестиваля Татьяна Боброва. Вместе с Юлией Клейман, исследователем театра, театральным критиком, куратором и Артуром Гукасяном, профессором Лондонского университета Метрополитан, доктора наук в области арт-менеджмента и культурной политики обсудили прошедшие спектакли третьего дня: «Мойры Петроградского района» Московского областного государственного тетра кукол и спектакль «Сад» театра кукол республики Карелии, Петрозаводск. Поговорили о том, как проходят театральные фестивали в Новгороде, Санкт-Петербурге и Ереване.
В это же время в рамках специального проекта «Лекторий» на площадке Гуманитарного института НовГУ проходила лекция «Визуальный театр XXI века» театроведа, главного специалиста Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ Алексея Гончаренко.
Эксперт рассказал, почему любой театр любого направления может стать визуальным и как определённый подход к постановке может видоизменить восприятие зрителем спектакля. Во время лекции Алексей часто обращался к фрагментам из постановок разных театров мира: от «нового цирка» Йоанна Буржуа до российского «Фауста в лаборатории». Он уточнил, что элементы визуального театра сегодня добавляются не только в драматические спектакли, но и в кукольный, музыкальный театр и даже балет.
На этом фестивальная программа лектория не закончились. Во второй половине дня в библиотечном центре «Читай-город» Катерина Антонова провела интерактивную экскурсию по страницам виммельбуха «В театре».
Катерина Антонова – театральный критик, шеф-редактор портала про театр для детей и подростков «Недоросль», журналист, эксперт фестивалей, автор виммельбухов и книг для детей и родителей. Говорили как раз о виммельбухе «В театре. Экскурсия за кулисы», который вышел в издательстве «Настя и Никита». Кроме гостей фестиваля на лекцию пришли дети. Критик рассказала и показала третьеклассникам как выглядит закулисье театра. Лекция прошла в формате «вопрос-ответ». Помощником в диалоге между взрослыми и детьми стал 35-килограммовый экземпляр виммельбуха.
Театральную программу дня открыл спектакль «Мойдодыр» Театра кукол республики Карелия (Петрозаводск), режиссёра-постановщика Людмилы Фёдоровы. На сцене Филармонии артисты удивляли детскую публику визуализацией стихов классического произведения Корнея Чуковского. За 50 минут команда специалистов лаборатории чистоты с помощью кукол рассказала маленьким зрителям о том, как важно соблюдать чистоту.
Во второй половине дня состоялся предпоказ постановки Китайского Национального детского театра «Птичка, ракушка и рыбка», режиссёра Сюй Ву в библиотечном центре «Читай-Город». Студенты Янаньского университета приехали в Великий Новгород по обмену из Китая и стали первыми, кто увидел спектакль Пекинской труппы в России. Постановка основана на китайской идиоме «когда кулик и моллюск сойдутся в драке, рыбак воспользуется преимуществом». Этот спектакль объясняет китайскую идиому без слов, и от этого он понятен каждому зрителю не важно: ребёнок это или взрослый. Пантомима говорит на языке искусства, хореографии и эмоций. Премьера для всех зрителей состоится 25 апреля в 11 утра. Посмотреть её можно будет онлайн на официальном сайте фестиваля. Запись постановки будет доступна до полуночи того же дня.
Завершил день спектакль «Ромео и Джульетта» Санкт-Петербургской театральной компании «Открытое пространство» на сцене театра «Малый». Наверное, каждую минуту в мире где-то играют Шекспира, но режиссёр Рузанна Мовсесян со своей актёрской командой нашли, чем удивить публику. Её постановка покорила своим нестандартным подходом, особыми куклами, которые стали и книжной иллюстрацией, и образами героев любовной трагедии — и даже музыкой, которая является полноценным персонажем спектакля.
17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» подходит к концу. На очереди последний фестивальный день. Оставайтесь на связи!
Кирилл Ерошенко
«Царь-Сказка» провожает третий фестивальный день: подводим итоги
✔Третий день фестиваля «Царь-Сказка» вновь начался с онлайн-проекта «Фестивальный ток». Под лозунгом «Театральный ток движется вперед» в полдень исследователь театра, театральный критик Юлия Клейман вместе с историком театра, профессором РГИСИ Еленой Горфункель обсудили события второго фестивального дня. Модератором встречи и ведущим стал Сергей Козлов – театральный критик, журналист, арт-директор Новгородского академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского, участник театральных лабораторий и проектов «Дискуссионный театр» в Великом Новгороде. Гости поговорили о важности взаимодействия актеров внутри детских спектаклей, об интерпретации стихов детской классики на примере спектакля Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета «Маршак – Маршак» режиссера Марии Романовой. А постановка Брестского театра кукол «Холстомер» вызвал дискуссию о том, какие же скрытые смыслы вложил режиссёр Руслан Кудашов. Запись прямого эфира дискуссионного клуба вы можете найти в официальной группе театра ВКонтакте.
✔Дневная театральная программа в этот раз началась на сцене театра для детей и молодежи «Малый». Московский областной театр кукол показал спектакль «Мойры Петроградского района». Пятикратные номинанты российской национальной театральной премии «Золотая маска» рассказали историю трех богинь судьбы, следящих за человеческими жизнями на Петроградке.
Постановка Александры Ловянниковой по пьесе Константина Федорова рассуждает о судьбе человека и о том, кто её вершит, о человеческом счастье и о существовании чуда. Куклы-перчатки в спектакле не обычные, а «перевернутые», с ногами-пальцами: каждая сделана из обычной перчатки, выбранной под стать персонажу: мойры Клото, Лахесис и Атропа — из шерстяной, а главный антагонист Парикмахер — из кожаной. Многие здания в спектакле — макеты настоящих домов Петроградского района: это дань уважения драматургу, который привязал сказочный сюжет к реальной географии своего города.
✔Завершили день еще одни номинанты «Золотой Маски» – гости из Петрозаводска. Театр кукол Республики Карелия показал необычный спектакль «Сад» по мотивам пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»: вместо ожидаемых кукол на сцене новгородской филармонии историю разыгрывали актеры в масках. «Сад» Петрозаводского театра — это уникальный опыт для любого зрителя. В минималистических декорациях публика видит яркую и динамичную историю, которая захватывает внимание с первых минут. Здесь актеры не снимают маски до финального поклона, контрастность событий подчеркивает игра теней и виртуозная работа со светом. Сохраняя основные сюжетные моменты пьесы, этот «Сад» выглядит авангардным и выразительным событием в фестивальной афише.
17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» идёт полным ходом и будет радовать новгородцев и гостей города необычными спектаклями до 25 апреля. Оставайтесь на связи!
17 международный фестиваль набирает обороты. В первой половине дня стартовал онлайн-проект «Фестивальный ток». Модератором онлайн-обсуждения стала шеф-координатор фестиваля Татьяна Боброва. Вместе с театральным критиком Еленой Горфункель и театроведом и кинокритиком Наталией Эфендиевой они обсудили спектакли первого дня фестиваля.
Поговорили о терапевтическом эффекте бразильской постановки для подростков «Малютка Франкенштейн», об оригинальности интерпретации «Вафельного сердца» петербургского театра «Кукольный формат (КУКФО)» и о том, какие смыслы находит современный зритель в постановке «Медея» режиссёра новгородского театра Надежды Алексеевой. Запись прямого эфира дискуссионного клуба вы можете найти в официальной группе театра ВКонтакте по ссылке (https://vk.com/kingfestival ).
Театральную программу дня на сцене новгородской филармонии имени А.С. Аренского открыли гости из Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета. В спектакле «Маршак — Маршак» режиссёра Марии Романовой прозвучали известные всем с детства стихи Самуила Яковлевича Маршака в исполнении народного артиста России Сергея Мигицко. Постановка получилась очень динамичной и трогательной: актёры рассказали маленьким зрителям знаменитые истории про человека рассеянного с улицы бассейной, старушку и пуделя, усатого-полосатого, глупого мышонка и про даму с маленькой собачонкой. И всё это с помощью элементов театра теней, кукол и пластики.
Завершили второй фестивальный день гости из Республики Беларусь. На сцене новгородского театра для детей и молодежи «Малый» Брестский театр кукол представил зрителям и гостям фестиваля спектакль «Холстомер» по одноименному произведению Льва Толстого в постановке Руслана Кудашова. Главные темы постановки фантастически выразительной и трогательной постановки — одиночество и поиск места в жизни. Спектакль с прекрасными актерскими работами и филигранной работой с кукольными персонажами помогли зрителю заглянуть в историю лошади-изгоя, так временами похожую на человеческую трудную судьбу.
17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» будет радовать новгородцев спектаклями и культурными событиями с 21 по 25 апреля. Оставайтесь на связи!
Фото: Михаил Мордасов, Марина Воробьева
Валерия Клюйкова
17 международный фестиваль «Царь-Сказка» официально открыт
В этом году зрители и гости фестиваля смогут посмотреть спектакли из четырех стран, которые пройдут на сценах новгородской Филармонии имени А.С. Аренского, театра для детей и молодежи «Малый» и онлайн на официальном сайте фестиваля https://kingfestival.ru/king/.
Основная программа фестиваля началась 21 апреля ещё за несколько часов до официального открытия.
Уже в 11 утра бразильский проект GOMPA представил зрителям постановку «Малютка Франкенштейн» режиссера Камилы Бауэр. Историю по мотивам литературного произведения Мэри Шелли в переводе и озвучке актера театра «Малый» Олега Зверева мог посмотреть каждый желающий на официальном сайте фестиваля. Уже ставшее классикой для многих поколений произведение рассказывает о взрослении, дружбе, буллинге и изоляции, творчестве и принятии себя. Сама постановка совмещает в себе элементы современного танца и визуального искусства. Интересно, что театральные волонтеры провели флешмоб в поддержку онлайн показа, чтобы бразильские актеры видели их, как зрителей – волонтеры делали селфи на фоне экранов компьютеров, где шел спектакль.
Ровно в полдень стартовал специальный проект «Лекторий». В этом году лекции проходят сразу на двух площадках: в Гуманитарном институте НовГУ и библиотечном центре «Читай город».
Открыла проект лекция театрального критика, кандидата искусствоведения, профессора кафедры зарубежного театра РГИСИ и историка театра Елены Горфункель: «Медея: от мифа до спектакля “Малый”». Поговорили о том, что такое «миф» и почему «Медея» Еврипида трогает сердца современного зрителя. Профессор рассказала об истории постановок «Медеи» на известных театральных сценах и на большом экране. Комментируя постановку «Медеи» на новгородской сцене, Елена Иосифовна отметила, что в спектакле Надежды Алексеевой «тонко прослеживается разделение низкой и высокой части мифа. Кроме того, уникально демонстрируется жизненный круговорот, эффект которого достигается тем, что одни и те же актеры (Алексей Коршунов и Марина Вихрова) играют одновременно и главных героев и их детей».
Как книги оказываются в театрах? Какие произведения ставят для подростков? И как трансформировался выбор книжных материалов для постановок на сцене? Ответы на эти вопросы прозвучали в библиотечном центре «Читай город», где прошла лекция «На гребне волны: современная литература для подростков в современном театре» Анны Казариной — театрального критика, журналиста, куратора программы «Детский Weekend» национальной премии и Фестиваля «Золотая маска».
Анна встретилась со школьниками, чтобы обсудить театральные постановки по современной литературе для детей и подростков. Критик рассказала о том, почему режиссеры и артисты по всему миру рассказывают взрослые истории разных стран и культур понятным для детей языком. Первые потери близких людей, непринятие себя и даже домашнее насилие и репрессии — важные темы для современного юного зрителя. Всё это в формате неклассических постановок, простым и доходчивым языком, с простыми декорациями, создаются сегодня во многих российских театрах потому что иногда нужно позволить фантазии разыграться, чтобы понять для каждого свои простые (или не очень) истины и смыслы.
Учащимся школы «ТУКЕЙ» повезло стать участниками мастер-класса по писательскому мастерству от Нины Дашевской. Нина Дашевская, автор книг «Тео – театральный капитн», «Вилли», «Зимний мастер» — особенный гость в новгородском театре «Малый». 5 лет назад именно здесь состоялась премьера спектакля «Я не тормоз» по мотивам её одноименного произведения.
Писательница научила школьников создавать продуманных, противоречивых персонажей, о которых интересно читать. Рассказала почему самые незначительные мгновения в жизни могут спустя годы стать самыми теплыми воспоминаниями и поделилась секретами как выйти из писательского “затыка” и выгорания.
Во второй половине дня на сцене новгородской филармонии Санкт-Петербургский театр «Кукольный формат (КУКФО)» представил спектакль «Вафельное сердце» по повести норвежской писательницы Марии Парр. Постановка Анны Викторовой посвящена истории двух норвежских деревенских жителей-соседей: Трилле и Лены Лид. Они живут в небольшом месте, бухте под названием «Щепки Матильды». Трилле и Лена проходят через «кучу мозгосотрясательных приключений». Какие-то находят их сами, какие-то парочка друзей устраивают ради шалости. На протяжении всего спектакля актерам помогают рассказывать о приключениях персонажей куклы, что делает спектакль еще более ярким и интересным.
Вечером на сцене новгородского театра для детей и молодежи «Малый» состоялось официальное открытие фестиваля. С приветственным словом выступила художественный руководитель и режиссер театра Надежда Алексеева, а также заместитель мэра Великого Новорода Илона Медведева. После чего для зрителей и гостей фестиваля на сцене театра был представлен премьерный для этого сезона спектакль «Медея» по мотивам трагедии Еврипида в переводе Вланеса и пьесе Жана Ануя. Знакомую из еще из мифов историю любви без правил рассказали зрителям Марина Вихрова, Алексей Коршунов, Олег Зверев и заслуженная артистка РФ Любовь Злобина.
17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» будет радовать новгородцев спектаклями и культурными событиями с 21 по 25 апреля.
Валерия Клюйкова (фото Михаил Мордасов, Марина Воробьева, Иван Люсов)
Сегодня Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» и Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» получили приветствие от Александра Калягина, народного артиста РФ, Председателя Союза театральных деятелей РФ.
«Дорогие друзья!
Сердечно приветствую организаторов, гостей и участников XVII Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка»!
Ваш фестиваль всегда шел в ногу со временем, принимая все его вызовы и не оставляя без внимания актуальные тенденции в мировом театре, что особенно важно для фестиваля, который адресован в первую очередь молодежной и семейной аудитории. Сегодня в афише — спектакли на сценах Великого Новгорода и показы онлайн на сайте фестиваля. А еще проект “Лекторий” на разных площадках города и профессиональные диалоги “Театральный Ток”, к которому можно подключиться в сети.
Я от всей души желаю удачи всем участникам, открытий, споров и творческого общения во всех возможных форматах.
Замечательного праздника вам, дорогие друзья!
Искренне Ваш,
Александр Калягин»
⚡17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» сегодня стартует в Великом Новгороде!
В Великом Новгороде начинается 17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» — с 21 по 25 апреля 2023 года в фестивальной афише будут представлены 10 спектаклей из 4 стран мира. Фестиваль состоится при поддержке Правительства Новгородской области, Администрации Великого Новгорода, Союза театральных деятелей РФ, Российского национального центра АССИТЕЖ и Новгородского театра для детей и молодежи «Малый».
Российские участники – Санкт-Петербургский академический Театр имени Ленсовета со спектаклем «Маршак-Маршак» режиссера Марии Романовой, Санкт-Петербургский театр «Кукольный формат» КУКФО со спектаклем «Вафельное сердце» режиссера Анны Викторовой, Московский областной театр кукол со спектаклем «Мойры Петроградского района» режиссера Александры Ловянниковой, Театр кукол республики Карелия (Петрозаводск) со спектаклями «Сад» режиссера Александра Янушекевича и «Мойдодыр» режиссера Людмилы Федоровой, Санкт-Петербургская театральная компания «Открытое пространство» со спектаклем «Ромео и Джульетта» режиссера Рузанны Мовсесян, Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» со спектаклем «Медея» режиссера Надежды Алексеевой. Брестский театр кукол, заслуженный коллектив республики Беларусь покажет «Холстомера» режиссера Руслана Кудашова.
Фестиваль продолжит знакомство с зарубежными спектаклями через онлайн показы. В этом году особое место на фестивале занимает бразильский театр – Проект Gompa из Порту-Алегри (Бразилия) откроет фестиваль спектаклем «Малютка Франкенштейн» по мотивам классики ужасов Мэри Шелли. Китайский Национальный детский театр из Пекина завершит фестивальные показы со спектаклем «Птичка, ракушка и рыбка», яркой фольклорной историей в стилистике пантомимы и театра движения. Все онлайн показы спектаклей будут бесплатны для зрителей и пройдут на онлайн платформе www.kingfestival.ru.
Особое место на фестивале занимает в этом году бразильский театр. Помимо презентации спектакля, фестиваль и Российский центр АССИТЕЖ открывает выставку «Театральный плакат Бразилии». Предыдущие фестивали демонстрировали искусство театрального плаката Франции, Польши, Швейцарии, Дании, Швеции. В этом году совместно с Национальным центром АССИТЕЖ (Ассоциации театров для детей и молодежи) Бразилии на фестивале пройдет презентация бразильских художников на выставке «Театральный плакат Бразилии». Более 20 афиш театров для детей и молодежи и театральных фестивалей из Сальватора, Рио-де-Жанейро, Куритибы, Сан-Паулу откроют спектр современных постановок и проектов бразильского театра. Организаторы отмечают, что подобные выставки позволяют увидеть визуальный ряд, разнообразие художественных форм, названий спектаклей и особый артистический взгляд на театр для детей современной Бразилии. Увидеть выставку бесплатно могут зрители фестивальных спектаклей в фойе Новгородского театра «Малый»
В этом году фестивальные спектакли пройдут на сцене театра «Малый» и в Новгородской Филармонии им. Аренского, а также на онлайн платформе www.kingfestival.ru.
Фестиваль продолжает развивать Специальную программу «Лекторий», нацеленную на образовательные встречи и знакомство молодого зрителя с современным театром. В программе лектория в этом году семь лекций в разных городских локациях. Запланированы лекции с театральными критиками (Елена Горфункель, Алексей Гончаренко, Анна Казарина), фестивальными продюсерами (Артур Гукасян, президент фестиваля Хай Фест, Армения), театральными журналистами и писателями (Катерина Антонова, портал «Недоросль»), создателями спектаклей Рузанной Мовсесян и Аллой Данишевской (Санкт-Петербургский театр «Открытое пространство» представит книгу-театр «Ромео и Джульетта). Писатель Нина Дашевская (автор книг «Я не тормоз», «Вилли», «Тео – театральный капитан) проведет мастер-класс по писательскому мастерству с детьми.
Ежедневно события фестиваля будут обсуждаться онлайн в дискуссионном клубе «Фестивальный Ток» с прямой трансляцией Вконтакте. Театральные критики Юлия Клейман, Наталья Эфендиева, Елена Горфункель, Сергей Козлов будут рассуждать о тенденциях актуального театра для молодого зрителям и делиться впечатлениями об увиденном на фестивале. Также в обсуждениях онлайн примут участие студенты-театроведы РГИСИ.
Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» занимается актуальным театром для молодого зрителя с 1992 года и является одним из значимых культурных событий Великого Новгорода, входит в число старейших фестивалей для детей и молодежи на территории России. Фестиваль организует раз в два года Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» и художественный руководитель Надежда Алексеева.
Создавая программу фестиваля, «Царь-Сказка» стремится представить для молодого зрителя богатство и разнообразие форм современного театра, показать лучшие спектакли, воспитывающие гуманизм и человечность. Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» собирает в свою афишу драматические постановки и современный танец, театр кукол и театр объекта, визуальный театр из России, Европы и Азии.
ПУШКИНСКАЯ КАРТА НА СПЕКТАКЛИ ФЕСТИВАЛЯ!
Александр Сергеевич одобряет 17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» — спектакли фестиваля доступны для обладателей Пушкинской карты с 21 по 25 апреля.
Обратите внимание, пишем о спектаклях, на которые еще остались билеты!
❤»ВАФЕЛЬНОЕ СЕРДЦЕ» ТЕАТР КУКФО, 21 АПРЕЛЯ
❤»МЕДЕЯ» НОВГОРОДСКИЙ ТЕАТР МАЛЫЙ, 21 АПРЕЛЯ
❤»ХОЛСТОМЕР» БРЕСТСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ, 22 АПРЕЛЯ
❤»САД» ТЕАТР КУКОЛ ПЕТРОЗАВОДСК, 23 АПРЕЛЯ
❤»МОЙДОДЫР» ТЕАТР КУКОЛ ПЕТРОЗАВОДСК, 24 АПРЕЛЯ
✅Билеты купить онлайн на фестивальные спектакли
http://kingfestival.ru/maly/schedule
https://kingfestival.ru/king/Y2023/programm
https://philnov.ru/event/
✅у официального билетного оператора Яндекс.Афиша https://afisha.yandex.ru/veliky-novgorod
✅В кассе театра «Малый» и Филармонии
т. 65 54 53, 89960682435, 77 27 77
#ЦарьСказка2023 #Kingfestival2023 #ЦарьСказка ❤
Одно из направлений специальной программы «Лекторий» служит образовательным целям для публики, представляя в формате открытых лекций встречи с ведущими театральными критиками, практиками театра, продюсерами, журналистами. В 2023 году в программе «Лекторий» фестиваль представляет встречи-лекции с критиками на тему современного театрального искусства в локациях Новгородского университета и Библиотечного центра «Читай-Город». Зачастую аудитория спектаклей нуждается в дополнительных знаниях и понимании направлений современного театрального искусства, программа «Лекторий» помогает анализировать фестивальный контент и актуальный театр для молодого зрителя.
В Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого, Гуманитарный институт, аудитория 1213 «12 апостолов права»:
21 апреля, пт. в 12.00
Лекция театрального критика Елены Горфункель (Санкт-Петербург)
«МЕДЕЯ: ОТ МИФА ДО СПЕКТАКЛЯ ТЕАТРА «МАЛЫЙ»
Елена Горфункель (Санкт-Петербург), театральный критик, кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного театра РГИСИ, историк театра.
История колхидской царевны Медеи, убившей своих детей, чтобы отомстить изменнику-мужу, была известна со времен античной Греции. К этому сюжету обращались драматурги, писатели, режиссеры, актеры, кинематографисты, композиторы, художники всех времен. Но чем интересен и чем ужасен этот миф? И ужасен ли? Почему его играют, поют, снимают в кино в наши дни? Потому что «ужасный век, ужасные сердца»? Или есть тайна Медеи?
21 апреля, пт. 14.00 в БЦ «Читай-Город» (Мира,1)
Лекция театрального критика Анны Казариной (Москва)
«НА ГРЕБНЕ ВОЛНЫ: СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ»
Как современные книги превращаются в современные спектакли? Почему одни становятся театральными хитами и ставятся везде, а некоторые не идут дальше одного театра? А главное – почему они интересны подросткам? На примере значимых спектаклей, созданных по книгам современных писателей, поговорим о тенденциях последних лет. О режиссерах, кто целенаправленно работает с современной литературой – какую форму и язык они для этого выбирают. И о том, какая роль отводится самому подростку, пришедшему сегодня в театр.
Анна Казарина (Москва) — театральный критик. Окончила факультет журналистики МГУ, автор проектов «АРТреприза», «Театральный буфет», куратор программы «Детский Weekend» Национальной премии и Фестиваля «Золотая Маска», участник международной лаборатории «Молодая критика – театральное будущее» на фестивале «Царь-Сказка» в 2017 г. Ридер конкурса драматургии «Маленькая Ремарка». Автор подкаста об актерах театра кукол «Куклонаваждение». Пресс-секретарь Московского театра кукол.
Для нашего фестиваля это возможность встречи уже в формате «Лектория» с критиками «новой волны», опыт А. Казариной в участии в лабораториях, ведении подкастов о театре, дает возможность интересного и вдумчивого взгляда на современный театр для молодежи и его тесный союз с литературой новой волны издательств «Самокат», «КомпасГид» и др.
В Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого, Гуманитарный институт, аудитория 1213 «12 апостолов права»:
24 апреля, пн. в 12.00
Лекция театрального критика Алексея Гончаренко (Москва_
«ВИЗУАЛЬНЫЙ ТЕАТР XXI века»
Алексей Гончаренко (Москва), театровед, кандидат искусствоведения, главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ.
Что такое визуальный театр? Это может быть драма и театр кукол, новый цирк и современная хореография, перфоманс на улице и видеоарт. Существенно, что “картинка” имеет преимущественное значение и в каждом спектакле множественность зрительских трактовок входит в условия игры.
24 апреля, пн. 14.00 в БЦ «Читай-Город» (Мира,1)
Лекция театрального критика Катерины Антоновой (Москва)
«ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО СТРАНИЦАМ ВИММЕЛЬБУХА «В ТЕАТРЕ»
На интерактивной экскурсии по страницам виммельбуха Катерины Антоновой и Екатерины Бауман «В театре», вышедшем в издательстве «Настя и Никита», вы услышите, как устроен театр, как создается спектакль, кто еще работает в театре, кроме актеров, и чем все эти люди занимаются. Гости пройдут по закулисью, заглянут в производственные цеха и мастерские, в репетиционные залы и гримерки, и, наконец, окажутся в зале вместе с героями книжки. Книжка напечатана огромного размера — метр на метр страница!, — и дети будут заходить прямо в книжные развороты, чтобы все рассмотреть и понять, как устроен театр. Длительность: 60 мин. Возраст: 6-10 лет
Катерина Антонова (Москва), театральный критик, шеф-редактор портала про театр для детей и подростков «Недоросль», журналист, эксперт
фестивалей «Арлекин», «Большой Детский Фестиваль», «Артмиграция Детям», автор виммельбухов «В театре. Экскурсия за кулисы», «Карты сказок», автор книг для детей и родителей.
В Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого, Гуманитарный институт, аудитория 1213 «12 апостолов права»:
25 апреля, вт. в 12.00 лекция театрального профессора Артура Гукасяна (Ереван, Армения)
«ТЕАТР КАК СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ»
Артур Гукасян (Армения, Ереван), профессор Лондонского университета Метрополитан, доктор наук в области арт-менеджмента и культурной политики, заведующий кафедрой арт-менеджмента и культурной политики Ереванского государственного института театра и кино, Президент Международного фестиваля исполнительских искусств ХАЙ ФЕСТ (HIGH FEST).
Какие площадки: онлайн, оффлайн, классические и агрессивные медиа, использовать для коммуникаций? Работа с аудиторией: новые мировые тенденции. Фестивальная эко-система: какое место занимает театр?
25 апреля, вт. 13.00 в БЦ «Читай-Город» (Мира,1)
Санкт-Петербургская театральная компания «Открытое пространство»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ-ТЕАТРА «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.
Весной этого года в Петербургском негосударственном театре «Открытое Пространство» состоялась премьера спектакля «Ромео и Джульетта» по пьесе У. Шекспира в постановке московской команды – режиссера Рузанны Мовсесян и художника Марии Утробиной. Второй частью проекта стала книга – увлекательная настольная книга-театр по Шекспиру, в которую дети могут играть самостоятельно и вместе со взрослыми в любое удобное время, в гостях и дома. Для этого предусмотрено все необходимое: декорация, герои, сценический текст и музыкальное оформление, повторяющие театральную постановку. Продюсер Алла Данишевская познакомит ближе с необычной книгой, расскажет о работе над шекспировским текстом и покажет, как книга превращается в театр и в спектакль. Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
17 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» встречается с театральными критиками и обсуждает спектакли в онлайн-формате. Увидеть трансляции дискуссий о фестивальных постановках можно в группе театра ВКонтакте каждый день в полдень.
22 апреля в 12.00
Модератор Татьяна Боброва, участники Наталия Эфендиева и Елена Горфункель
23 апреля в 12.00
Модератор Сергей Козлов, участники Юлия Клейман и Елена Горфункель
24 апреля в 12.00
Модератор Татьяна Боброва, участники Юлия Клейман и Артур Гукасян
25 апреля в 12.00
Модератор Сергей Козлов, участники Наталия Эфендиева и студенты РГИСИ Юлия Осипова, Татьяна Зиндер
Участники дискуссионного клуба «Фестивальный ток”:
Елена Горфункель — кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного театра РГИСИ, критик, историк театра. Автор книги «Иннокентий Смоктуновский», автор-составитель книги «Премьеры Товстоногова». Печаталась в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Московский наблюдатель», «Петербургский театральный журнал», «Балтийские сезоны» и др., участвует в конференциях и круглых столах по вопросам театра, выступает экспертом фестивалей, среди которых «Золотая маска», «Арлекин», «Рождественский парад», «Сибирский транзит», «Молодые театры России».
Наталия Эфендиева – театровед, кинокритик, специальный обозреватель газеты «Деловой Петербург», театральный обозреватель журнала Собака.ру . Сотрудничает с Forbes Life. Публиковалась в журналах «Time Out Петербург», «Эксперт. Северо-Запад», «Пульс Санкт-Петербург», петербургских газетах.
Юлия Клейман (Санкт-Петербург), исследователь театра, театральный критик, куратор. Кандидат искусствоведения, доцент РГИСИ. Автор книги «Американская режиссура первой трети XX века». Арт-директор фестиваля «В смысле?!», куратор фестивалей «Территория. Kids», «Кто ты и откуда?», «Другая сцена», «Точка доступа», «Маска плюс», «Маршрут Старухи». Эксперт национальных театральных премий. Публиковалась в научных журналах и сборниках, в изданиях «Theatre and Performance Design», «Театр.», «Петербургский театральный журнал», «Летающий критик», «Экран и сцена» и др. Читает публичные лекции о различных аспектах современного театра, автор лекционного youtube-канала.
Артур Гукасян (Армения, Ереван), профессор Лондонского университета Метрополитан, доктор наук в области арт-менеджмента и культурной политики, заведующий кафедрой арт-менеджмента и культурной политики Ереванского государственного института театра и кино, Президент Международного фестиваля исполнительских искусств ХАЙ ФЕСТ (HIGH FEST).
Татьяна Боброва – шеф-координатор фестиваля «Царь-Сказка», вице-президент Российского центра АССИТЕЖ (Всемирной ассоциации театров для детей и молодежи), член Исполкома Всемирного АССИТЕЖ, редактор журнала о театре для детей и молодежи АССИТЕЖ, журналист, эксперт и участник международных театральных фестивалей в России и за рубежом.
Сергей Козлов – театральный критик, кандидат филологических наук, журналист, автор статей о современном театре в российской и зарубежной прессе, автор лекций об истории театра, куратор Международного театрального фестиваля Ф. М. Достоевского (Великий Новгород), арт-директор Новгородского академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского, участник театральных лабораторий и проектов «Дискуссионный театр» в Великом Новгороде.
Художественный руководитель Международного театрального фестиваля Надежда Алексеева в студии «Вести.Великий Новгород» рассказала о будущих проектах, спектаклях и моментах «Царь-Сказки» — с нетерпением ждем 21-25 апреля, чтобы погрузиться в фестиваль!
ФЕСТИВАЛЬ «ЦАРЬ-СКАЗКА» УЖЕ ЗДЕСЬ!
Сегодня официальное фестивальное видео 17 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка» напоминает, сколько удивительных и захватывающих спектаклей будет на фестивале! Что вам ближе — юные хулиганы и мечтатели из «Вафельного сердца» или бунтари и романтики «Ромео и Джульетты»? Классика Чуковского «Мойдодыр» или игра в классика «Маршак-Маршак»? А может, все же в Китай — где за лотосом скрывается рыбка и тайна битвы двух героев?
Два года мы ждали, чтобы погрузиться в театральное приключение — билеты на театральные спектакли уже в продаже! Спектакли этого года идут на сцене театра «Малый» и Новгородской Филармонии, внимательно смотрите на место проведения спектакля!
с 21 по 25 апреля, за пять фестивальных дней нас ждут десять театров и четырнадцать показов спектаклей — драматические и кукольные постановки из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Республики Беларусь, Китая, а еще впервые открываем для себя Бразилию!
ВЫСТАВКА «ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПЛАКАТ БРАЗИЛИИ»
При поддержке Национального центра АССИТЕЖ Бразилии
С афиши начинается знакомство зрителя с театром, театральный постер становится первым посланием от театра будущей публике. А еще театральные афиши – это художественное воплощение замысла спектакля. И несмотря на то, что сегодня театральные афиши с городских улиц перемещаются в интернет, постеры театров остаются знаками и рассказами о будущих спектаклях — и конечно, рекламой искусства.
Фестиваль в разные годы представлял на выставках произведения театральных дизайнеров и афиши Польши, Дании, Швеции, Швейцарии, Франции. В этом году при поддержке национального центра АССИТЕЖ Бразилии мы впервые начинаем знакомство с этой страной через призму художественных образов театров. Более 20 плакатов разных стилей и направлений театральных компаний из городов Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро, Куритиба, Сальвадор, Итажаи, Порту-Алегри представляют современный театр для детей и молодежи Бразилии.
Выставка будет открыта для всех зрителей в фойе Новгородского театра для детей и молодежи «Малый» в течение 17 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка».