25 апреля в театре «Малый» завершилось международное cобытие, которое радовало новгородцев и гостей города на протяжении 5 дней. 14 Международный театральный фестиваль «Царь-сказка»/KINGFESTIVAL теперь официально закрыт.
Церемония закрытия дала хозяину фестиваля театру «Малый» возможность приготовить поппури из всех сыггранных спектаклей на фестивале. Актеры «Малого» взяли все самое вкусное и сочное и подали его с иронией и юмором зрителю. Блюдо было принято смехом и восторгом.
Душа фестиваля, художественный руководитель фестиваля Надежда Алексеева поблагодарила всех, кто был с фестивалем, работал, смотрел и поддерживал его, начиная от зрителя и заканчивая невидимым фронтом в лице технических и административных работников театра.
На закрытии Алексей Гончаренко (куратор молодых критиков) назвал лауреат приза «Другой взгляд» от Международной лаборатории «Молодая критика — театральное будущее», которые работали на протяжении всего фестиваля в творческой лаборатории. Приз получил немецкий остросоциальный спектакль «Я позову своих братьев» Городского театра Билефельда.
Также был вручен приз драматическому орловскому спектаклю «Были слезы – больше глаз» (Орловский театр «Свободное пространство» от генерального партнера фестиваля, туристского информационного центра «Красная Изба».
Свое доброе слово сказала и крестная мама «Царь-сказки», театральный критик Елена Горфункель. Красивым минором стало выступление Татьяны Бобровой. Прекрасная песня доносилась во все уголки зала, а на сцене мелькали фотографии ушедших, но таких ярких дней. Фестиваль обещает вернуться через два года с новыми гостями и новыми спектаклями, которые снова в апреле превратят Великий Новгород в фестивальный центр.
Текст Алена Штрейс
Фото Ольга Михалева
14 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival завершился в Великом Новгороде. На церемонии закрытия, которая состоялась в Новгородском театре «Малый» было объявлено о присуждении приза Молодой критики «Другой взгляд». В течение всего фестиваля на фестивале проходила Международная театральная лаборатория «Молодая критика-театральное будущее», объединившая шестнадцать театральных критиков из разных регионов России от Хабаровска до Москвы и коллег из Эстонии и Латвии. Лаборатория отмечает десятилетний юбилей и проходит при поддержке Союза театральных деятелей России.За время фестиваля с 21 по 25 апреля молодые критики ежедневно вели блог фестиваля в фейсбуке, создавали видеоинтервью, участвовали в открытых дискуссиях «Короткий разговор». Приз Молодой критики «Другой взгляд» на церемонии закрытия фестиваля получил Городской театр Билефельда (Германия) за спектакль «Я позову моих братьев» режиссера Дирка Ширдевана.
Напомним, в этом году программа 14 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfe
Последним спектаклем 14 Международного театрального фестиваля «Царь-сказка»/Kingfestival стала «Каштанка» по мотивам одноименного произведения Антона Чехова в постановке Латвийского театра кукол. Спектакль прошел 25 апреля на сцене Новгородской филармонии. Надо отметить, что Латвийский театр кукол (Рига) был основан в 1944 году и является единственным профессиональный кукольный театром в Риге, в своем репертуаре он сфокусирован в основном на молодой публике, но создает спектакли и для взрослых.
Спектакль удивляет практически сразу с того момента, как зритель понимает, что роль маленькой собачки здесь исполняет не кукла, а актриса Санта Диджус. Вторая волна удивления накрывает в тот момент, когда человеческая фигура, изображающая хозяина собачки, просыпается и оказывается… человеческой только на половину — верхняя часть у нее кукольная (художник Лиене Мацкус). Именно по этой двуликой и вечно нетрезвой фигуре и будет тосковать Каштанка. Интересен психологический аспект фигуры хозяина — кукла исполняет роль только нетрезвого хозяина, когда же персонаж не пьян, тогда ролью полностью завладевает актер, который носит такую же прическу и одет в такую же рубашку, как и его двойник-кукла (Микелис Жиделюнс). Любопытно, что в конце постановки Каштанка возвращается к человеку, а не к кукле.
Спектакль вызывает смешанные чувства — с одной стороны, огромные слегка наклоненные фигуры с чрезмерно длинными руками в сочетании с ускоряющейся, как в кошмаре, музыкой и осколками светлой и счастливой собачей жизни создает иногда почти пугающее впечатление. Складываются ощущения непрерывного сна, в который, кажется, и попала Каштанка, лишившись дома. Все ускоряющаяся музыка, ускоренные движения актеров-кукол, рассыпающийся буквально в руках цирк доводятся режиссером Дмитрием Петренко до гротеска. Мнение юных зрителей, сидящих ближе всех к визуализации страшного сна, разделилось: кто-то смеется, а кто-то зажимает уши руками в надежде приглушить громкую и устрашающую музыку. Однако автору удалось реализовать задуманное: возникают мысли о любви к дому, каким бы пустым он не был. Как возникает желание приютить и обогреть всех одиноких, кто так же, как Каштанка, потерял дом.
Текст: Анфиса Родионова
Фото : Ольга Михалева
Четвертый день 14-го Международного театрального фестиваля «Царь-сказка» прошел насыщенно (впрочем, как всегда). С утра был детский блок: театр «Малый» представил спектакль «Баллада о маленьком буксире» на родной сцене — постановка, которая уже нашла своего зрителя и тронувшая сердце пейзажами Петербурга-Ленинграда, песочной анимацией, и стихами Бродского.
Государственный театр кукол Республики Карелия из Петрозаводска в необычном большом пространстве театра драмы рассказал камерную пронзительную историю любви оловянного солдатика и бумажной Плясуньи режиссера Олега Жюгжды. Возможно, детям хотелось поставить в угол ужасного Тролля и помочь воссоединиться несчастным влюбленным. Дети, играющие и осознающие любовь во время войны — нам кажется, Андерсен был бы доволен…
Молодые критики переживали страсти строго в рамках Лаборатории – последний на фестивале короткий разговор Short Talk на двух языках под руководсвтом Алексея Гончаренко проходил в меру пылко и очень познавательно для всех участников – неизменно радует, что гости фестиваля готовы стать публикой и узнавать вместе с молодыми театроведами о проблемах или радостях спектаклей.
После трагичной истории любви был срочно необходим витамин «антигрустин» — им стала бельгийская постановка театра Ля Каскетт «Жили-были» на сцене Филармонии. Совершенно чувственный и при этом рассказанный без помощи слов спектакль показал прекрасную историю любви пожилой пары – используя только язык танца. По мере развития сюжета герои вспоминают свою молодость и пылкую любовь, превращая воспоминания в ча-ча-ча, танго или вальс. И хотя трудности есть в любой семье, в этой истории любовь преодолевает и скрепляет навсегда сердца двух людей.
Вечерним сильным впечатлением стал спектакль Городского театра Билефельда «Я позову моих братьев», за основу которого легла актуальная тема террора и его зарождения.
Герой Амор был в клубе, когда в городе произошел теракт. Теперь он один из подозреваемых и ему как добросовестному гражданину это не дает покоя. Психика молодого человека не выдерживает, впадая то панику, то паранойю. Единственное, что может спасти Амора – близкие люди, но с ними еще нужно связаться, а это трудно сделать в силу многих причин. «Я позову своих братьев» — постановка наполненная электрическим зарядом и мощью молодой энергии. Паника, беспомощность, непонимание, потерянность, паранойя – все это вместе с Амором испытывает зритель и… на этом фестивальный день обрывается к финалу. Завтра фестиваль отправляется в последний фестивальный день.
Текст — Алёна Штрейс, фото Анна Ващило, Ольга Михалева
В колонном зале филармонии 24 апреля состоялась третья, заключительная встреча Short talk Международной творческой лаборатории «Молодая критика – театральное будущее», которая проходит в рамках международного театрального фестиваля «Царь-сказка»/Kingfestival.
В этот раз на повестку дня у молодых критиков было вынесено 3 спектакля: «Макбет», «Баллада о маленьком буксире» и «Стойкий оловянный солдатик».
Первым на суд критиков был вынесен португальский вариант «Макбета».
Елена Колмогорова (Ханты-Мансийск) высказывала свое мнение о постановке.
– Шекспир известен по всему миру, но сказать новое слово в нем практически невозможно. Португальская постановка – уникальный случай, когда пошли по принципу не интерпретация «Макбета» как пьесы, а по принципу демонстрации своего отношения к пьесе людей 21 века. На мой взгляд, в спектакле было абсолютно шекспировское настроение. Шутовство однозначно присуще Шекспиру, в его пьесах очень много комического и много юмора, который понятен не только его современникам, но и нам.
«Баллада о маленьком буксире» постановки хозяина фестиваля – театра для детей и молодежи «Малый» – вызвала много противоречивых отзывов. Для кого-то спектакль не вполне сложился, а кто-то остался в восторге.
– Для меня это было очень грустное и ностальгическое путешествие, которое вызвало у меня размышления о смерти. Мне понравилось, как эта тема преподносится детям. Я сидел рядом с ребенком во время просмотра, и мы оба получали удовольствие от песочной анимации, от того, как предметы появлялись на сцене. Однако мне также показалось, что в этом спектакле было недостаточно действия, по сути ничего не происходило. И я выскажу провокационную мысль, которая давно у всех назревает: жанры нам больше не нужны, они существуют только для рекламы и маркетинга в театре, – с подачи Леннарта Пипа (Тарту, Эстония) началась бурная дискуссия.
– Тема жанра встает, начиная с самого первого фестивального спектакля. Но проблема в том, что мы определяем жанры по-разному. Я призываю вас рассмотреть границы современного театра. Почему понятие жанра уходит из употребления? – охотно включилась в дискуссию и задала тему для будущих размышлений молодых критиков художественный руководитель театра «Малый» Надежда Алексеева.
Текст — Анфиса Родионова