Наши прекрасные воспоминания о фестивале представил Иван Люсов, смотрим и вспоминаем!
Юбилейный XV Международный театральный фестиваль ‘Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL официально закрыт. Давайте вспомним самые яркие моменты последнего дня.
Последний день фестиваля подвёл итоги недели нового проекта «Лекторий». Шеф-редактор журнала «Ваш досуг», анонимный театральный критик и блогер из Москвы, известный под псевдонимом Inner Emigrant прочитал лекцию на тему «Политика зрителя: зачем мы здесь?». Поговорили о том, почему люди сегодня ходят в театр, какой театр им нравится, нужен ли критик во время новых медиа и чем грозит его исчезновение. В финале лекции критик пришел к такому суждению: в ближайшем будущем не зритель пойдет за театром, а театр за зрителем. А нам остается только ждать, чтобы проверить.
Последним спектаклем в программе фестиваля стала постановка «Птицы» Санкт-Петербургского государственного академического театра имени Ленсовета. В основе спектакля три русские народные сказки, которые все знают с детства: «Белая лебедушка», «Гуси-лебеди» и «Белая уточка». Это сказания о простых истинах и ценностях, которым из года в год старшее поколение обучает детишек. Актёры знакомили зрителей с историями с помощью своих кукол, русских народных музыкальных инструментов и пения а-капелла.
Спектакль – лауреат Российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018 в пяти номинациях (женская роль, пластический рисунок, музыкальное оформление, художник-постановщик и художник по костюмам). Актерский ансамбль спектакля награжден специальным призом номинационного совета Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» (2018). Постановка «Птицы» получилась завораживающей, благодаря народным напевам, ярким актерским работам и выразительным декорациям в стиле русского севера. Самые маленькие зрители аплодировали стоя.
Но самые громкие овации и щедрые благодарности встретили вечер в стенах Новгородского театра для детей и молодежи «Малый». Вечером в зале театра состоялось закрытие юбилейного XV международного театрального фестиваля «Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL. Началось все небольшим представлением актеров театра «Малый». Небольшие пародии на показанные в течение фестиваля спектакли сопровождались фоторепортажами фестивального пресс-центра.
На протяжении всего фестиваля активно работала международная лаборатория театральных критиков «Молодая критика — театральное будущее». На церемонии закрытия фестиваля критики вручили приз «Другой взгляд». В этом году главный приз молодой критики получил спектакль «НАЧАЛО / L’IniZio» (COMPAGNIE CHRIKI’Z, Ла Рошель, Франция). Напомним, французский спектакль зрители и участники фестиваля увидели накануне, 15 апреля на сцене Новгородского театра драмы и он стал завершающим показом проекта «Французский фокус» совместно с Французским Институтом.
Помимо молодых критиков свой приз вручили постоянные партнёры международного театрального фестиваля — Туристический офис «Красная изба». Лучшим, по мнению туристского информационного центра Великого Новгорода, стал спектакль «Новые границы» Городского театра новгородского города-побратима Билефельда, современный танец-исследование идентичности и внутренних препятствий.
Большой путь позади, «Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL снова прощается на два года. За последние пять дней в рамках программы фестиваля гости и жители Великого Новгорода посмотрели 22 спектакля из 9 стран, прослушали 6 лекций. Вместе смеялись, плакали, благодарили. «Царь-Сказка» попрощалась, но обещала вернуться через два года. А нам ничего не остается, кроме как ждать и готовиться к приему новых гостей.
Текст Валерия Клюйкова, фото Анна Ващило, Марина Воробьева
Четвёртый день фестиваля «Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL начался со специальной программы «Лекторий».
Эдит Тишейзере, театральный критик, главный редактор журнала «Театральный вестник» (Рига, Латвия) провела лекцию «Райнис в эпоху постдраматического театра». Особый стиль Райниса на стыке романтизма и символизма позволяет играть с материалом, переосмысливать и добавлять дополнительные слои. Этим активно пользуются режиссеры постдраматического театра.
Театральную программу открыл спектакль Новгородского театра для детей и молодежи «Малый». «Лебединое озеро» – не балет, но всё в нем к балету отсылает. Спектакль, в котором смешалась балетная терминология, история любви принцессы-лебедь Одетты с принцем Зигфридом и современный сторителлинг. Всеми действиями руководят актрисы Марина Вихрова и Елена Федотова. На них прекрасные костюмы: чёрно-белые пёрышки топорщатся в разные стороны, вызывая улыбку зрителей. В роли актеров балета «Лебединое озеро» тут выступают крупа, фасоль и перья. Веселые, иногда абсурдные, но совершенно смешные и изобретательные диалоги героинь происходят под музыку Петра Ильича Чайковского.
В филармонии прошла вторая за день лекция проекта «Лекторий». «Суперкраткий курс комедии» от актрисы, писательницы и театрального продюсера Эстер де Кёнинг. Всего лишь за тридцать минут Эстер рассказала, как использовать импровизацию на сцене и как рассмешить людей вещами, которые кажутся им ужасными. Все это проходило через интерактивное общение со зрителями, в очень доступной для понимания форме.
Следом за лекцией на сцене филармонии выступил Латвийский театр кукол со спектаклем «Золотой конь». Танцовщик, актер и режиссер Дуда Пайва, объединив между собой элементы современного танца и кукольного театра создал интерпретацию пьесы Райниса «Золотой конь». Историю о младшем из трёх сыновей, который залезает на Стеклянную гору, чтобы спасти принцессу и целое королевство в придачу поставил известный режиссер Дуда Пайва. Надежда и отчаяние, жизнь и смерть, удача и несчастье – всё это переплетается в «Золотом коне». Также, как свет и тьма борются в жизни, белые и чёрные шахматные фигуры играют против друг друга на сцене.
На сцене театра драмы был представлен последний спектакль из культурного проекта «Французский фокус». «Начало» — хип-хоп спектакль компании «Шрикиз». Вдохновившись сводами Сикстинской капеллы, хореограф Амин Бусса рассказывает историю о девяти фресках Микеланджело, о табу и запретах, об отношении людей к другим и к себе.
На этом четвертый день фестиваля «Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL заканчивается. Впереди последний день, в котором мы сможем услышать лекцию театрального блогера Inner Emigrant «Политика зрителя: зачем мы здесь?», увидеть спектакль «Птицы» Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета и, конечно, побывать на закрытии фестиваля в театре «Малый».
Яна Зыкова
Специальную программу фестиваля открыла лекция «Бертольд Брехт сегодня». Об идеях, взглядах и предсказаниях в отношении современного театра культовой фигуры театральной истории ХХ века рассказала театральный критик Елена Горфункель.
Театральную программу стартовал спектакль московского центра имени Мейерхольда «Когда я была маленьким мальчиком». Эта пьеса написана по мотивам спектаклей голландского режиссера Рэя Нусселяйна. Драматург Михаил Бартенев и режиссер Анатолий Праудин, вдохновившись его «Коробочкой на балконе», поставили спектакль «Привет, Рэй!» в Самарском театре юного зрителя. «Когда я была маленьким мальчиком» – это его новая, московская версия. Со сцены «Малого» Александрина Мерецкая и Маргарита Шилова поговорили со зрителями разных возрастов о радости и боли, потере и смерти. Диалог был местами комичным, местами трогательным и грустным и в итоге без сомнения искренним.
Фестивальный день продолжился на сцене театра драмы. Проект «Французский фокус» представил спектакли «Красный шарик» и «Мой милый кролик, моя трепетная лань».
В «Красном шарике» действующие лица – ожившие геометрические фигуры. Язык театра универсален, и под виртуозный аккомпанемент Фредерика Ферранда слова становятся не нужны. Языком театра объекта драматурги Денис Гарену и Франк Жубло рассказывают историю одной семьи, попутно воскрешая в памяти культовый французский фильм «Красный шар».
«Мой милый кролик, моя трепетная лань» – снова театр объекта, снова о влюбленной паре. Французский театр AIEAIEAIE руками Шарлотты Блин и Жюльен Меллано оживляет обычные предметы: салфетку, фарфоровых лань и кролика, карманный нож. Трогательно, смешно и проникновенно о любви: комичной, трагичной, нежной и определенно очень творческой.
Специальная программа фестиваля продолжилась в зале гостиницы «Садко», где состоялась открытая встреча директоров международных театральных фестивалей Италии, Латвии и Эстонии.
Фестивальный день завершил «Гамлет» от эстонского театра «Piip ja Tuut M?ngumaja». Томас Трос и Хайде Маннамэй вдвоем показали десять разных персонажей. Их Гамлет постмодернистский и комедийный, но тем не менее все еще говорящий об очень серьезных вещах ироничным тоном. В спектакле гротескная сатира смешалась с мюзиклом. Не заигрывание с оригиналом, но серьезный поклон Шекспиру, драматическая нотка на торте иронии.
Третий день фестиваля «Царь-сказка»/KINGFESTIVAL позади. 15 апреля зрителей ждут лекция Эдит Тишейзере «Райнис в эпоху постдраматического театра», краткий курс комедийной импровизации от Эстер де Кёнинг и три новых спектакля из России, Латвии и Франции.
Пятнадцатый фестиваль «Царь-сказка»/Kingfestival уже третий день знакомит новгородцев и гостей города с театрами разных стран, открывая массу нового и необычного для публики. Так, спектакль для детей «Красный шарик», привезённый из Франции Compagnie Balle Rouge, открыл театр объекта для маленьких зрителей.
Именно с него начался культурный проект «Французский фокус», который включает в себя три французских спектакля («Красный шарик», «Мой милый кролик, моя трепетная лань» и «Начало»), выставку в фойе Новгородского театра «Малый» – «Театральный плакат Франции», визиты французских критиков и директоров фестивалей. Проект был создан при поддержке Французского Института.
На открытии художественный руководитель фестиваля Надежда Алексеева и директор Французского института в Санкт-Петербурге Ален Элу поприветствовали зрителя, напомнили, что «детский» не означает исключительно для детей, но предоставляет возможность просмотра спектакля любым возрастом. Ален Элу отметил, что считает новгородский фестиваль «Царь-Сказка» одним из самых важных и ценных театральных фестивалей в России и потому идея создать такой культурный проект, представляющий современный театр Франции в широком аспекте была принята и поддержана.
Многие при слове «спектакль» в первую очередь представляю актеров на сцене, а вовсе не… геометрические фигуры, как это происходит в «Красном шарике». Конечно же, актёры есть, но они скрыты в темноте и управляют своими удивительно живыми «геометрическими» куклами. Так на сцене есть красный шарик и два прямоугольника разных цветов. Они двигаются и взаимодействуют между собой — и мы понимаем, что в центре истории моменты из жизни семейной пары, которая проходит свой путь со знакомства и любви до расставания. В эпицентре их жизни – ребенок и тот самый красный шарик, с которого начинается их встреча. И главный персонаж здесь – это любовь. Тот самый красный шарик, что растёт на протяжении всего спектакля. Он становится таких больших размеров, что его невозможно охватить руками. И его выпускают в зал к зрителям, чтобы те почувствовали ту огромную силу «красного шарика».
Прекрасное театральное действие не могло обойтись без сопровождения живой музыки. Музыкант-аккордеонист Фредерик Ферран наполняет спектакль виртуозной мелодичностью, поэтичностью и эмоциональностью – ведь его музыка сопровождает каждое движение героев. Неслучаной в 2017 году театр получил награду YAM Awards в Испании как лучший спектакль для молодой публики и лучший музыкальный спектакль.
Историей красного шарика управляли всего два актера-кукольника, Мари Вивье и Дени Гарену (он еще по совместительству также сценарист и художник спектакля). Денис Гарену рассказал нам о самом спектакле и истории рождения.
— Огромную роль в спектакле играет живая музыка. А в процессе создания истории, что появилось раньше: музыка или сам спектакль?
Над сценарием мы работали целый год, так что история создания спектакля сама по себе очень длительна. Мы создавали какие-то сцены, тут же писалась музыка, но немного изменяли звучание и надо было снова менять действие на сцене. И все это происходило по нескольку раз. В целом, можно сказать, что и музыка, и сам спектакль создавались синхронно, в зависимости друг от друга.
— Вы используете поролон для фигур. Почему именно такой прозаический материал?
Поролон выглядит очень ярко. Он смотрится очень живо и с ним можно делать все, что угодно, любые движения и повороты. И сама по себе история в спектакле очень сложная, чтобы показать такую историю, нужен более лёгкий и красочный материал.
— Почему родились именно геометрические фигуры как герои спектакля?
Фигуры такие, потому что так каждый зритель может вообразить свою собственную историю. Мы не привязаны к лицам. В спектакле можно представить очень молодых людей или, наоборот, людей постарше. Здесь важную роль играет воображение смотрящего.
Яна Зыкова